Тель-Авив 24 мая, центр Сюзан Делаль.
Для того, чтобы представить свой новый роман «Фактор Мурзика», Владимир Войнович приехал в Израиль, на встречу с преданными и многолетними своими читателями.
В программе «Автопортрет» он рассказывал о своей жизни, о творчестве - литературе и живописи, в которой он тоже добился больших успехов. А еще, открыл секрет долголетия, той самой молодости ума и сердца, которая поражает в нем больше всего. Владимир Войнович, создатель трилогии об Иване Чонкине, антиутопии «Москва 2042» и еще десятка популярных романов, художник, поэт и фантастический рассказчик.
Как я мог пропустить такой удобный случай получить автограф? Я и не пропустил!
Войновичу - 85. В это не так легко поверить, читая его книги, слушая его интервью и выступления. Он все так же бодр, энергичен, все так же умеет смешить до слез и чеканно формулировать. Его книги абсолютно современны и всегда попадают в нерв времени. Как он умудряется быть таким молодым и задиристым - это его, Войновича, большая тайна.
Он начал писать рано, его не брали в литинститут, но песня «14 минут до старта», которую процитировал Хрущев, встречая космонавтов, мгновенно сделала его знаменитым. Эти «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы» - с тех пор являются неофициальным гимном космонавтов, памятью о невероятной романтике первых космических полетов. В 1961 году повесть «Мы здесь живем» была опубликована в «Новом мире», где главным редактором был Твардовский - и Войнович прочно вошел в литературу. Затем было еще много романов и повестей, целых сорок песен, а еще статьи и, наконец, увлечение живописью и персональные выставки его живописных полотен.
«Интеллигентный человек должен критически смотреть на действительность. Если ему все нравится, значит, он не интеллигентный человек» - говорит Войнович. В шестидесятых он принимал активное участие в правозащитном движении, поддерживал Синявского и Даниэля, Солженицына и Сахарова. Никто не мог заставить его писать так, как «положено». Его самый известный сатирический роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» не прошел цензуру. И хотя сам Войнович признается, что понимал - «получается что-то непроходное», он не остановился. Впервые роман был опубликован в 1975 году за границей, и почти сразу у писателя начались проблемы с властью. «Чонкина» публиковали в разных странах (всего он переведен на 30 языков!). Закончилось все исключением из Союза писателей, а в 1981 году - лишением гражданства по личному распоряжению Брежнева и высылкой из страны. 12 лет он прожил за границей - в Германии, в США, сотрудничал с радио «Свобода», и только в 1990 году ему было возвращено гражданство.
Если трилогия «Чонкин» - это романы-анекдоты, то «Москва 2042» считается романом-предупреждением, антиутопией и, как оказалось, еще и пророчеством. Тридцать лет назад Войнович написал историю, которую будто прочитало следующее поколение правителей. В том романе описан заговор молодых разгневанных генералов КГБ, приведших к власти «своего человека». Что бы ни писал Войнович, его язык всегда точен и едок, персонажи узнаваемы, а сюжеты настолько типичны, что читатель неизменно смеется, узнавая себя и свою жизнь. Таков и необыкновенно смешной «Малиновый пеликан», написанный в 2016 году.
«Малиновый пеликан», посвященный современной России, одновременно ироничный, печальный и едкий. Его «Перлигос» (первое лицо государства), высиживающий яйца редкого малинового пеликана, да и все остальные герои - будто вошли в книгу с российских улиц, разговаривая цитатами из телевизора, двигают истории в сторону фантасмагории.
И в год своего 85-летнего юбилея Владимир Войнович обрадовал читателем новым романом «Фактор Мурзика», действие которого происходит в провинциальном городе под выразительным названием Закидонск. Там есть и вороватый губернатор и его бездельник-сынок, жители, слишком долго терпевшие это - и попавший под губернаторский джип беспородный кот Мурзик, с которого и начинается история. Как и всегда, новый роман Войновича полон юмора, в нем действуют узнаваемые персонажи, высмеиваются глупость и абсурд современной жизни. Кстати, эти новые книги «Фактор Мурзика» и «Малиновый пеликан» неплохо продавались перед выступлением :)
И мои 5 килобайт в копилку... А что, все задавали вопросы, и я задал:
Как вы определяете интеллигентного человека? Помимо чтения книг.
Книги читают и негодяи. Мне кажется, что интеллигентный человек - это обязательно человек образованный, совестливый и готовый относительно бескорыстно служить добру. Я себе представляю интеллигентами людей таких профессий как учителя, музейные работники, библиотекари, которые преданы своему делу и готовы работать за гроши. Современные «оппозиционеры» России, в большинстве своём - не интеллигенты. Богатый человек, как правило, тоже не может быть интеллигентным человеком.
Почему?
Богатые люди часто бывают тщеславны. Тщеславие и честолюбие качества родственные, но разные. Тщеславный человек, например, может списать диссертацию и радоваться тому, что она сделала его знаменитым. А честолюбивый человек такую славу никогда не примет, он должен добыть ее собственным трудом - знать, что добился сам, а не украл.
Немного фоток со встречи:
https://disk.yandex.ru/client/disk/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.%2024.05.18.%20%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B2.
Наш мир сам по себе есть плод Высшего Замысла. Бог замыслил этот мир, населил его нами и рассчитывал, что мы будем жить в соответствии с Замыслом. Но он не наделил нас способностью к пониманию Замысла, и мы стали вести себя не по задуманному, а как попало и даже вышли из-под контроля. То же самое происходит с писателем. Он создает воображаемый мир, населяет его своими героями, ждет от них определенных поступков, а они начинают вытворять черт-те что и в конце концов искажают то, что было задумано.
(Из книги «Москва 2042»)