Владимир Семёнович Высоцкий. День рождения.

Jan 25, 2018 12:18



Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 г., в Москве, СССР.
Советский поэт, композитор, автор и исполнитель собственных песен, автор музыки и текстов песен к кинофильмам и спектаклям, писатель, автор прозаических произведений и киносценариев, актёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно). Сегодня ему исполнилось бы 80 лет.

image Click to view



По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведённый ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Фантастическое в творчестве Владимира Высоцкого.

Элемент фантастического, необычайного пронизывает почти всё творчество Высоцкого.

По свидетельству Л. Абрамовой, в начале шестидесятых годов В. Высоцкий увлёкся чтением научной фантастики и особенно полюбил Стругацких, а в 1966 году лично познакомился с Аркадием Стругацким. «Взаимное впечатление было, конечно, потрясающим», - пишет Л. Абрамова по поводу этого знакомства. Особенно их поразила общность творческих интересов: в период работы Стругацких над «Улиткой на склоне» Высоцкий совершенно автономно пишет тематически близкую этой повести песню «В далёком созвездии Тау Кита» - с большим юмором рассказанную историю о контакте с негуманоидной цивилизацией на далёкой планете, куда посылают специалиста с Земли. «И Володя, и Аркадий очень гордились, что у них одновременно сработала мысль на эту тему [тему партеногенеза]». Помимо этой, тогда же Высоцкий написал и ещё две шуточные н/ф песни: «Марш космических негодяев» - гимн пиратов, вырвавшихся в просторы открытого космоса, и «Каждому хочется малость погреться…» - грустную историю о несостоявшемся контакте пришельца с нашими далёкими предками.

В 1966-69 годах Высоцкий пишет серию своих знаменитых песен-сказок, в которых действуют фольклорные персонажи и происходят чудесные события: «Про дикого вепря» («В королевстве, где всё тихо и складно…»), «Песня-сказка про нечисть» («В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах…»), «Сказка о несчастных лесных жителях» («На краю края земли, где небо ясное…»), «Сказка о том, как лесная нечисть приехала в город» («От скучных шабашей…»), «Жил-был добрый дурачина-простофиля…», «Странная сказка» («В тридевятом государстве…»), «Песенка про Козла отпущения», антисказка «Лукоморья больше нет» и многие другие.

Неомифологизм в «оттепельные» шестидесятые переживает очередной всплеск, и поэт и бард Высоцкий просто не остаётся в стороне. Поэтому элемент необычайного, чудесного, мистического, странного (в том числе с использованием фольклорных и мифологических мотивов) проявляется и в других песнях Высоцкого, написанных не только в 60-е, но и в 70-е годы: «Песня о старом доме», «Песня о вещем Олеге», «Песня о вещей Кассандре», «Песня плотника Иосифа, девы Марии и Святого Духа», «Песня-сказка про джинна», «Про чёрта», «Песня о переселении душ», «Я несла свою Беду…», «Мои похорона», «Кони привередливые», «Расстрел горного эха», дилогия «Очи чёрные» («Погоня» и «Дом»), «Купола Российские», «Гербарий», «Песня о судьбе», «Две судьбы», «Райские яблоки», «Притча о Правде», «Песня о двух красивых автомобилях» и другие.

Интерес поэта к мифологическим и сказочным персонажам и сюжетам остаётся устойчивым лейтмотивом на протяжении всего его творчества. Сказки Высоцкого, как и многие другие его песни, социальны, но это - социальность особого рода. Мифологические и сказочные персонажи Высоцкого живут не в мифическое или неопределённо-сказочное время, а в так называемое «наше». Это порождает совершенно особенные сюжетные ходы и неожиданные характеристики всем известных сказочных персонажей - ведьм, леших, вампиров, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча, Кощея и прочих.

Много песен было написано Высоцким специально для кино. Для кинофильма (музыкальной сказки) «Иван да Марья» - о необыкновенных приключениях в царстве вздорного царя-самодура Евстигнея XIII, в поединке с которым бравый солдат Иван одерживает победу, Высоцкий написал 14 песен, исполняемых различными персонажами сказки. Для н/ф кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли», снятого в жанре социальной фантастики с элементами антиутопии, Высоцким были написаны несколько баллад, тексты которых носят социально-философский характер. Несколько социально-философских баллад было написано Высоцким для кинофильма по мотивам английских легенд «Стрелы Робин Гуда» (песни в фильм не вошли, несколько из них прозвучали уже после смерти автора в кинофильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»).

Важным и интересным опытом в творческом пути автора стал выход на фирме «Мелодия» двойной грампластинки «Алиса в Стране чудес» - музыкальный спектакль на стихи и музыку Высоцкого по сказке Л. Кэрролла. Высоцкий написал для этой музыкальной сказки 27 песен, продемонстрировав широчайший тематический и жанровый диапазон: «своя» песня есть почти у каждого персонажа сказки - не только у рассказчика Кэрролла-Додо и Алисы, но и у Белого Кролика, Чеширского Кота, Синей Гусеницы, Мартовского Зайца, Шляпника, Ореховой Сони, Мыши, Попугая, Робин Гуся, Орлёнка Эда, лягушонка Джимми и ящерки Билли и даже Марш антиподов. В этих удивительных песнях «бегают фантазии на тоненьких ногах», а «колёса времени стачиваются в трении», Алиса «по морю из собственных слёз» плывёт «к слезовитому океану», а тщательно, казалось бы, выстроенные планы «не прощают обман» и даже «могут разозлиться» - всем этим в мягкой и ненавязчивой манере формулируются простые и понятные даже младшему школьнику глубокие философские мысли («Обижать не следует время. // Плохо и тоскливо жить без времени») и ставятся вопросы, ответы на которые непросто найти даже взрослому («Что остаётся от сказки потом - // После того, как её рассказали?»)…

Создавал Высоцкий и фантастическую прозу. В 1968 году им была написана совершенно странная мистико-сюрреалистическая вещь под названием «О дельфинах и психах» (первоначально называлась «Жизнь без сна»). Героями в ней являются социально высокоорганизованные разумные дельфины, которые - в конечном итоге - оказываются мудрее и человечнее людей.

Роща Высоцкого в Израиле: https://kononov-varvar.livejournal.com/162787.html

Фантлаб: https://fantlab.ru/autor15405

Вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8

Высоцкий, юбилей, день рождения, книги, поэзия, поэты

Previous post Next post
Up