Как не ровняй морской горизонт, а он останется самим собой. Чуть выпуклым. В легкую насмешку над якобы совершенством.
В конце весны 2010-го года я собирался на Азовское море, работать детским аниматором на базе отдыха "Казачий берег" под Ейском, и Маша (моя девушка) зарегистрировала меня в скайпе, чтобы иметь возможность общаться и видеться хотя бы изредка, пусть даже и виртуально (при похожих обстоятельствах у меня появился первый мобильный телефон - в начале 2003-го года, перед поездкой в Будапешт - но это другая история). Пароль к аккаунту в скайпе - "eeeisk10" - тоже придумала Маша. "Я и не знала, что в России есть такой город" - говорила она мне позже, во время одного из сеансов связи - "может быть я приеду к тебе на выходные?" Но я отговорил ее. Билеты на самолет стоили дорого, июнь подходил к концу, да и не хотелось мне смешивать азовскую свою жизнь с московской. Так и не побывала в Ейске моя бывшая девушка Маша. Зато я сам вернулся сюда... спустя четыре с половиной года.
Это чей поезд? Это мой поезд! На Казанском вокзале.
Три тысячи вольт вам в задницу!
Главный автовокзал Ростова-на-Дону (рядом с ж/д вокзалом), раннее утро. На улице свежо, внутри невкусно пахнет холодным кафелем и осенними куртками. Из общей массы сонных и продрогших или же, напротив, лихорадочно оживленных людей выделяются водители автобусов с табличками "Донецк", "Луганск". Граница открыта - можно хоть сегодня своими глазами увидеть, что же там на самом деле творится. Но мне не нужно на Украину. Я направляюсь в Ейск - от платформы №19.
Расстояние от Ростова до Ейска - около двухсот километров. На фото - остановка в пути, на трассе М-4 - "Дон" незадолго до поворота на Ейск. Автобус - красавец "Вольво". Под лобовым стеклом - табличка со списком остановочных пунктов. В глаза бросается станица Кущевская, печально знаменитая своей ОПГ (организованной преступной группой) и учиненной ей в ноябре 2010-го года расправой над дюжиной местных жителей, а также Староминская - еще одна станица, подступы к которой охраняют лютые гайцы, нещадно штрафующие за автомобильную тонировку (особенно страдают ростовчане - в их регионе тонировка разрешена, в том числе и лобовых стекол).
Первые шаги по Ейску. Улица Победы.
Аисты на углу Ленина и Свердлова. В арку - к морю.
Для Ейска Ростов-на-Дону - метрополия. А для Ростова метрополия - Москва. А для станицы Должанская - Ейск. Все относительно в этом мире...
Ейск - небольшой курортный город на северо-восточном берегу Азовского моря, на одноименной (Ейской) косе, отделяющей Ейский лиман от Таганрогского залива. Основан в 1848-ом году князем Михаилом Семеновичем Воронцовым как морской порт. Таковым является и по сей день. Название происходит от реки Ея, впадающей в Ейский лиман. Население на 2014-ый год - восемьдесят шесть (86) тысяч человек.
Ейск - самый северный город Краснодарского края: говорят, отсюда начинается Кубань. Впрочем, сам город отыскать на карте края непросто - в силу своей удаленности, даже какой-то оторванности от основных транспортных путей юга России он совершенно не бросается в глаза. Рядом с Ейском не проходит ни одной крупной автодороги, на поезде сюда можно добраться только летом, а на самолете - кажется, даже летом нельзя (впрочем, летом 2010-го года Стас Старовойтов, шеф анимации базы отдыха "Казачий берег", прилетел в Ейск на самолете - но то была авиакомпания "Skyexpress", первый российский лоукостер, прекративший свое существование в 2011-ом году, примерно тогда же, когда закрылся на реконструкцию ейский аэропорт). Многие россияне, в том числе и большие любители моря, слыхом не слыхивали про Ейск: "Это где, в России?!" Ну, а где же еще? В России, на Азовском море. Теплый, солнечный, гостеприимный, чуточку самобытный, капельку самодостаточный и какой-то даже почти игрушечный южный город. Как местные девушки...
Первый взгляд на Азовское море. Неспокойно Азовское море. На горизонте - очередь из кораблей в порт.
Пляж "Каменка".
До весны.
Вот смотрю я на них и думаю... пипец, сколько кошек!
Рельсы на улице Шмидта. Слева - город, справа - море, сзади - порт, впереди - военный городок (в него-то и ведут рельсы), окрестности которого, по словам Тани, гопский райончик Ейска. Вечерами рядом с парком Поддубного паркуются ребята на "посаженных" тачках - они слушают русский рэп и сигналят проходящим мимо девчонкам.
Собор Михаила Архангела в парке Горького.
"Что мне нравится в Ейске, так это то, что его можно пройти из конца в конец всего-то за пару часов".
Мини-зоопарк рядом с собором. Руки потом долго пахли козлячьей шерстью.
Горький в парке Горького смотрит в сторону Ленина на Театральной площади. Дойти от одного до другого можно по улице Карла Маркса.
Ейск - небольшой город, и местные ориентиры ему под стать - маленькие и милые.
Лодки и автомобильные покрышки в Ейском лимане. Вид почти строго на север.
Отношения.
И снова "Каменка".
Центральная, историческая часть города (так называемый "купеческий Ейск") представляет собой сетку узких, перпендикулярных друг другу улиц, застроенных каменными особняками (и домиками попроще) середины XIX - начала XX веков. Среди особняков не сыскать двух одинаковых, но нечто общее у них все же имеется - многообразие деталей отделки. Выкладные кокошники, крылечки, башенки, шатры, теремки, карнизы, кованые ажурные надкрыльца украшают старинные ейские дома и домишки прихотливо и как-то по-особенному душевно - так, словно жизнь их (домишек) протекает в каком-то своем собственном, вневременном ключе. Ни тебе унылого "совка", ни хищной, всепоглощающей застройки двухтысячных (от последней, в частности, особенно сильно пострадала Анапа). В центре Ейска все точно (ну или почти точно) так же, как и сто пятьдесят лет назад, когда город только появился на свет. Пройдитесь вечерком, часов после восьми, к морю по улице Свердлова. Загляните в прилегающие переулки - тихие, с редкими фонарями, без асфальта в некоторых местах. Попробуйте подсчитать, сколько кошек вам встретится за время десяти - пятнадцатиминутной прогулки до моря - и сколько людей. И сколько особняков с резными, каменными наличниками будут глядеть на вас, притаившись, из-за заборов, из-под разлапистых яблонь, вишен и груш.
Вечернее солнце. Золотистые листья. Октябрь. Кафешки в центре города еще работают, по летней привычке, но внутри, за столиками, почти никого нет - отдыхающие разъехались до весны. Без них в Ейске просторно и тихо. Музыка доносится из динамиков, подвешенных к фонарным столбам.
Улица Ленина.
Старинный каменный особнячок в тупике улицы Кропоткина, в двух шагах от дома №20 по улице Ленина, в котором я прожил несколько дней (стена последнего виднеется на заднем плане). Квинтэссенция исторической застройки Ейска.
Очень суровый туалет в Никольском парке.
В центре Ейска всего три крупных парка - Горького (рядом с Театральной площадью), Никольский (ближе к морю, на улице Советов) и Ивана Поддубного (самый большой) - на фото. Знаменитый русский борец похоронен на одной из его аллей.
Танюха рядом с производственным зданием на улице Карла Маркса.
Мега-позитивные ейские школьники. На улице Свердлова.
Людмила Ивановна (на фото) и Василий Терентьевич - тетя и дядя Эли, экс-супруги моего брата, коренные ейчане - бескорыстно приютили странствующего москвича в своей уютной квартирке на улице Ленина, выделили мне отдельную комнату с торшером (и "Идиотом" Достоевского на полке шкафа) и кормили вкусным завтраком по утрам.
Тушеная в сметане курица, начиненная жареной морковью, салат из помидоров и огурцов, и обязательная гречневая каша. Кашу готовил Василий Терентьевич - каждое утро он поднимался раньше всех, делал зарядку с гантелями и ставил на огонь кастрюлю с крупой. А когда каша уже лежала на тарелке, дымящаяся, проделывал с ней целый ритуал - сдабривал оливковым маслом, перемешивал, приглаживал со всех сторон чайной ложкой (как на фото) и только в таком уж виде отправлял в рот. Приготовленная с любовью простая еда - вот основа крепкого физического здоровья!
Главные (и единственные) подъездные ж/д пути города Ейска тянутся по южному берегу Ейского лимана (на фото - слева) и ведут... это зависит от того, какое на дворе время года. Летом пути ведут, конечно же, в Ейск - местный ж/д вокзал (на фото - сзади) работает на полную мощность, принимая гостей, и пересвист пассажирских поездов легко распознать из квартиры Элькиных тети с дядей на улице Ленина (она упирается как раз в привокзальную площадь). Ближе к осени пути меняют свое направление на прямо противоположное и уводят из Ейска - в Москву, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Еще куда-то (на фото - вперед). Ну а в середине октября может показаться, что рельсы не ведут никуда - пассажирские поезда забывают про Ейск до весны и следуют мимо него, через Ростов, на Черное море - вокзал закрывается на замок и стоит, пустой и гулкий, словно памятник толерантности в Пхеньяне, столице КНДР. И только какой-нибудь редкий товарняк нет-нет, да и промелькнет по путям на рассвете - куда-нибудь в военный городок или в порт (а откуда - Бог его ведает). И весь день вслед за ним (за товарняком, за рассветом) глядится в рельсы ослепительно яркое осеннее солнце. И тихонько шумит прибой, накатываясь на каменистый пляж.
Рыбаки на "острие" Ейской косы. Северная оконечность города.
Там же.
Загораю и сплю.
Click to view
"Каменка", парк водных аттракционов и Ейский порт.
"Серая стрела" на ейском автовокзале.
Белоснежный "Мерседес-Спринтер" там же. Теплое утро 11-го октября. Возвращаюсь в Москву.
Трасса М-4 - "Дон", Ростовская область.
Ночная остановка на трассе. Расстояние от Ростова до Москвы - тысячу сто километров - автобус проехал за пятнадцать часов (в два часа дня мы отъехали от ростовского автовокзала, в пять утра подъехали к станции метро "Красногвардейская" на юге Москвы), сделав в пути порядка пяти остановок (по одной на каждые три часа пути). Дорога хорошая (минимум по две полосы в каждую сторону, почти всюду - с разделительным ограждением), ближе к Москве - платная на отдельных участках (последние можно объехать по бесплатным "дублерам"). Добрались без приключений.