"Интеллектуальные среды" открытый лекторий в Волгограде
Nov 06, 2014 19:43
Открытые лекции. Проект "Интеллектуальные среды" Уже сформировался слой людей, осознающих, что им нужно образование. Если раньше его понимали как получение диплома, для чего и поступали в вузы, то теперь есть люди, которые ищут реальных знаний. Ценно прежде всего фундаментальное университетское, т.е. универсальное образование. Людям важно знать, что происходит вокруг них, в какой культурный контекст включена их профессиональная деятельность. Поэтому сегодня мы наблюдаем бум внеинституционального образования: возникают открытые университеты, читаются открытые лекции, ведутся курсы. В Волгограде таким образовательным проектом стали «Интеллектуальные среды». Про то, как, почему и зачем реализуется данная образовательная программа, мне рассказал доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ, председатель Волгоградского отделения российского общества интеллектуальной истории Макаров Андрей Иванович.
«Наш проект «Интеллектуальные среды» существует уже 8 лет. На протяжении всех 8 лет с октября по май каждую среду проводятся мероприятия. Уже проведено 225 заседаний! Это беспрецедентный случай. Нет ни одного такого масштаба общественного научно-образовательного проекта для широкого круга участников в России», - рассказывает Андрей Иванович. Проект начал оформляться после летней философской школы в Крыму, хотелось продолжить общение, сохранив дух творчества и свободы мысли, создать площадку формирования определенной интеллектуальной среды в городе. Эта идея плюс желание сделать проект не разовым, а постоянным и дал название всему циклу мероприятий.
«Цели, которые мы перед собой ставили и ставим - это создание научно-исследовательских групп, ведущих междисциплинарные фундаментальные гуманитарные исследования и образование на их базе Лектория и серии методологических семинаров по дисциплинарному и тематическому принципу, где исследователи презентуют свою работу, апробируют свои гипотезы и тем самым образовывают студентов и вовлекают в научно-исследовательскую деятельность аспирантов и преподавателей», - продолжает профессор. Лекции проводятся по широкому кругу дисциплин: философия, искусствоведение, литература, физика, но и не только в форме интерактивных лекций, но и в виде ворк-шопов, семинаров, мастерских, когда работает вся группа с модератором.
Самой первой лекцией, которая стала стартовой для ИС была посвящена квантовой физике. Ее провел дфн Александр Иванович Пигалев.
Развитие проекта идет непрерывно. Уже выпущено две монографии, ИС стали известны в других регионах, с партнерами из других городов, а так же Украины и Франции было организованно несколько выездных школ. «Речь идет об отдыхе, совмещенном с получением новых знаний. В Москве и Петербурге это активно практикуется давно, а теперь пришло в регионы. Только этот формат образования относится к удовлетворению простых потребностей человека. Сегодня в сфере образования реализуются проекты, которые относятся к более высоким уровням. Они интереснее для меня и моих коллег»
Аудитория проекта крайне широкая, приходят разные люди, от профессоров, до безработных, но блестящих студенческих глаз среди участников намного больше.
«Единственная наша сложность, это почти исчерпанный корпус лекторов», - задумчиво делится Александр Иванович. «Практически все у нас уже участвовали, так как проект благотворительный, неудобно настаивать на повторных лекциях»
Сегодня «Интеллектуальные среды» - это не только лекции, но и работа мастерских и коллегиума по написанию книг. Это практические занятия, где идет освоение методов. Если говорить о практической направленности философии образования, то нужно сказать, Макаров АИ и его коллеги разрабатывают метод сократического диалога. В центре внимания - проблема «умного размышления и речи»: дело в том, что современные люди не умеют и даже бояться мыслить и говорить о том как они мыслят. Это странно, но горожан интересуют чувства, эмоции и в последнюю очередь мышление. «Проводя упражнения по развитию критического мышления, я сталкиваюсь с тем, что под видом диалога произноситься серия монологов, вбрасываются отдельные высказывания, никак не связанные с репликами собеседника и уводящие от понимания того, о чем ведется беседа. Диалога не хватает и в образовательных практиках. Хотя современные стандарты образования требуют перехода на интерактивные методы. И это совершенно правильно. А если этого нет в образовании, то этого нет нигде, потому что образование - это фундамент. Обществу нужны люди, умеющие говорить диалогично, т.е. логично и понятно. Нужны журналисты философы, медиаторы, риторы».
19.11 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт ) Лекция «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ О ЛЖИ И ИСТИНЕ ВЛАСТИ» (к.фил. н. Калашников Ю.Ю.) 17.00-19.00
26.11 (Музей занимательных наук Эйнштейна,…) Семинар «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» (асп. каф. философии Скворцов Д.Е.) 17.15-19.00
ДЕКАБРЬ
03.12 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Семинар «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД» (к.ю.н. Ветютнев Ю.Ю.) 17.00-19.00
10.12 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт ) Лекция «СТОИМОСТЬ МЕРТВОЙ ДУШИ: ВЕРСИЯ Н.ГОГОЛЯ» (асп. каф. философии Торопова А.А.) 17.00-19.00
17.12 (Музей занимательных наук Эйнштейна) Семинар «ДУША И ТЕЛО» (асп. каф. философии Торопова А.А.) 17.00-19.00
04.02 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Семинар «ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?» (д.ф. н. Макаров А.И.)
11.02 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт ) Лекция «ИСТИНА И ВЛАСТЬ: ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ А.С. ПУШКИНА» (к.ф.н Калашников А.А.) 17.00-17.50
18.02 (Музей занимательных наук Эйнштейна) Семинар «СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ» (асп. каф. философии Гуренко В.Л. ) 17.00-19.00
25.02 (ВолГМУ, лекционный зал № 5) Лекция «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА СПЕКТАКЛЯ» (асп. каф. философии Скворцов Д.Е.) 17.00-19.00
МАРТ
04.03 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Семинар «СОЗНАНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ» (асп. каф. философии Скворцов Д.Е.) 17.00-19.00
11.03 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт ) Лекция «ПОЭЗИЯ: ПОНИМАТЬ ИЛИ ЧУВСТВОВАТЬ» (асп. каф. философии Ягудина Д.С. ) 17.00-19.00
18.03 (Музей занимательных наук Эйнштейна) Семинар «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД». (асп. каф. философии Ягудина Д.С. ) 17.00-19.00
25.03 (ВолГМУ, лекционный зал № 5) Лекция «ФЕНОМЕН ВЛАСТИ И ФИЛОСОФИЯ» (д.ф.н. Стризое А.Л.) 17.00-19.00
АПРЕЛЬ
01.04 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Семинар «ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ» (Скворцов Д.) 17.00-19.00
08.04 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт ) Лекция «РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА: ЧЕМУ НАС УЧАТ СКАЗКИ» (асп. каф. философии Ягудина Д.С. ) 17.00-19.00
15.04 (Музей занимательных наук Эйнштейна) Семинар «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД» (асп. каф. философии Ягудина Д.С.) 17.00-19.30
22.04 (ВолГМУ, лекционный зал № 5) Лекция «КАК КРАСОТА СПАСАЕТ МИР» (асп. каф. философии Торопова А.А.) 17.00-19.30
29.04 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Семинар «СУЩНОСТЬ КРАСОТЫ» (асп. каф. филосфоии Торопова А.А.) 17.00-19.00
13.05 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт ) Лекция «СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ВОЛИ (АНАЛИЗ РОМАНА Х.МУРАКАМИ "ОХОТА НА ОВЕЦ"») (асс. каф. философии Ягудина Д.С. ) 17.00-19.00
20.05 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Семинар «ЗАЧЕМ НУЖНА ВОЛЯ?» (асп. каф. философии Ягудина Д.С. ) 17.00-19.00
27.05 (Царицынский православный университет, аудитория богословского факультета, вход с ул. Чапаева») Круглый стол. Подведение итогов. 17.00-19.00