The Master

Feb 24, 2013 02:14


Если бы Мастера номинировали на Оскар за лучший фильм, я бы держала кулаки за него, поплевав на Джанго и Любовь.

Выбору кандидатов я уже давно не удивляюсь, потому что академики, похоже, продали душу дьяволу, который обитает в сердце среднестатистического провинциального американца и требует больше, больше духоподъемных фильмов про национальных героев.

Мастера же и финансировать-то никто не хотел, стоило режиссеру заикнуться, что он собирается снимать "про саентологию". Но Пол Томас Андерсон ("Нефть" - некоторые кадры удивительно схожи :)) ) оказался крепким орешком и снял головокружительно прекрасный экспрессионистский фильм о послевоенной Америке, где как грибы после дождя появлялись различные религиозные течения, обещающие своим приверженцам полное духовное перерождение. Да ещё о том, что (если перефразировать Набокова)  искание бога - это путь пса, льнущего к огромным ногам господина. Стоит эволюционировать из животного в человека, как отпадает всякое желание служить Хозяину.

Впрочем, Фредди Куэлл (Хоакин Феникс) о Боге и пути к совершенству не задумывается. Он - классический пофигист и алкоголик, обладающий сомнительным даром мешать коктейли из всего, что под руку подвернется - будь то проявитель, одеколон или гель для душа - и, очевидно, луженым желудком. Фредди служит моряком на военном корабле, который становится на якорь у райского побережья, где тоскующие по женщине пареньки в тельняшках - все как из рекламы Готье - лепят натуралистичную бабу из песка. Фредди же, ничтоже сумняшеся, с этой бабой совокупляется, а затем идет отчаянно мастурбировать к морю.




Неизвестно, каким он был до начала войны, но маловероятно, что она его изменила. Когда по радио торжественно объявляют об окончании войны, наш герой деловито готовит коктейль из машинного масла и какой-то бурды в банке. Проходя тест Роршаха, он видит только "влагалище, член, а вот член, входящий во влагалище". Плакал Фредди лишь однажды - "от того, что вы называете ностальгией" - получив письмо от соседской девчонки. Однако этому противоречивому до сюрреализма парню, который являет собой одновременно героя-любовника и скрюченного в три погибели работягу с залипающими глазами и подрагивающей губой, оказывается не по силам приспособиться к гражданской жизни. Работая фотографом в универсальном магазине, он чувствует себя потерянным и неудовлетворенным, что в итоге выливается в зрелищную драку с потеющим тучным клиентом.



Но вот находится человек, который единственный способен оценить его умопомрачительные напитки - Мастер (Филип Сеймур Хоффман), капитан корабля, на борт которого Фредди тайно прокрадывается после нескольких лет бесплодных послевоенных мытарств.  Мастер проникается к Фредди искренней симпатией и берет его под свое крыло, впрочем, не скрывая, что будет держать парня в качестве подопытного кролика, чему тот, впрочем, не сильно и сопротивляется. Выполняя "проработки", он будет повторять свое имя и отвечать на каверзные вопросы ("Ты лжец? Ты думал о том, насколько ты непоследователен? Ты спал с кем-нибудь из своей семьи?" Вообще, сцена с интервью - одна из самых сильных в фильме), стараясь при этом не моргать - пока из глаз не потекут слезы и из гортани не вырвется хриплый яростный крик "Я не знаю!"



Филип Сеймур Хоффман - вот кто просто обязан получить Оскара. Он даже внешне похож на настоящего основателя Церкви саентологии, Рона Хаббарда, который, по-видимому, и является его прототипом (Хаббард тоже был капитаном корабля, на котором положил начало новой религии).



Вечно потеющий, словно надутый, краснолицый  Мастер (которого в реальности зовут Ланкастер Додд, что выясняется только в середине фильма, когда его приходят арестовывать за незаконную медицинскую практику) производит впечатление комичного толстячка, щедрого на гримаски, шуточки и залихватские песни. На деле это, конечно, пламенный оратор, убежденный в собственной правоте и исключительности, самовлюбленный тиран, строящий культ вокруг своей личности. Он полагает, что один способен привести людей к первоначальному, совершенному состоянию, погружая их в транс и заставляя "вспоминать" предыдущие жизни, а отсюда ошибки и страхи, которые якобы никуда не уходят, а продолжают портить жизнь следующим воплощениям (здравствуй, психоанализ и теория бессознательного).



Фредди все больше привязывается к Мастеру и становится его верным сторожевым псом, готовым разодрать глотку каждому, кто выскажет о его хозяине скептическое замечание. Эта безоглядная собачья преданность проявляется и в том, с каким упорством Фредди выполняет предлагаемые Доддом упражнения, как две капли воды похожие на театральные репетиции и тренинги по "расширению сознания".

Но в какой-то момент налаженные отношения дают трещину. Мастер не всемогущ и не всезнающ. Он - Леммовский "ущербный бог", наделенный более чем ординарными способностями и властью, но допускающий ошибки на каждом шагу. Как бы горячо Додд не отстаивал обратное, он не способен вылечить лейкемию, вернуть душевное спокойствие (скажем, той же жене, тревожной и нервной, по-змеиному нашептывающей ему о необходимости дать жесткий отпор несогласным), да даже достаточно крепко привязать к себе Фредди. Если уж такой тюфяк выходит из-под твоего контроля, какой из тебя Мастер? Скорее обыкновенный демагог с любовью к театральности, которого под конец неизбежно становится жаль.

"Если ты поймешь, как жить, не служа никакому господину, расскажи потом нам, хорошо?" - со слезами на глазах взывает он к бывшему помощнику, прежде чем затянуть "I'd Like to Get You on a Slow Boat to China".

И Фредди находит ответ. В финальной сцене он наконец-то сочетается актом любви с живым воплощением бабы на пляже - заарканенной в баре девицей, грудь которой удивительно похожа на те самые конусы из песка (вообще, некоторые считают, что движущая сила всей картины - либидо Фредди. Я так не думаю, хотя сублимация и подавление сексуальных желаний - излюбленная тема Андерсона). Так вот: он просит её не моргать и назвать своё имя. Какбэ намекая, что теперь его черед примерять на себя роль бога.

Странно одно: нет ощущения "замкнутого круга", обреченности человека и т.п. Наоборот: ты страдал, ползал в грязи, пил дерьмо - и вот теперь встал с четырех лап, сел на мотоцикл и уехал прочь, так что поминай как звали - оставляя позади лишь оседающие клубы пыли. Имеешь право побыть богом. Немножко.



Что касается Оскаров (номинации на лучшую мужскую главную и второстепенную роль, а также женскую второстепенную), иллюзий я не питаю. Но надежда, какгрится, умирает последней. Тем более что ждать осталось недолго.

кино

Previous post Next post
Up