Вьетнам, 6-8 января 2011 года

Mar 23, 2013 16:59

Город контрастов

Красоты Ангкор Вата остались позади, а мы снова в самолете. Перелет совсем короткий, а точка назначения в этот раз - неофициальная вторая столица Вьетнама - Хошимин
Хошими́н (вьетн. Thành phố Hồ Chí Minh) - город на юге Вьетнама, крупнейший город страны (население 7,1 млн). С 1887 по 1901 год - столица Французского Индокитая. С 1955 по 1975 годы - столица Южного Вьетнама. Расположен на юге Вьетнама, в 1719 км к югу от столицы страны, города Ханой. Средняя высота города над уровнем моря: 19 м. Площадь города составляет 2 096 км². Через центр города проходит река Сайгон, на востоке - Нябе.

История и современность.
Если Сингапур - это Англия в Азии, то Хошимин - это точно Франция. Многие годы французского колониализма - это ведь не только "эксплуатация человека человеком", но и культура, планировка города и архитектура.
Широкие бульвары, многоэтажные дома с широкими фасадами и много-много зеленых скверов - в первый момент мне показалось, что я снова в Париже. И много- много магазинчиков и кафе - на любой вкус и кошелек.
И как и город на Сене, Хошимин не смог избежать влияния современной цивилизации. Но если в Париже все новые дома построены в отдельном новом районе, то здесь, по привычной уже азиатской традиции, высотки ставили рядом со старинными домами. В итоге - сумасшедшее смешение стилей и образов, из-за старинной колониальной церкви торчит верхушка небоскреба, а коммунистические плакаты развешаны напротив офиса UBS… вот уж воистину «город контрастов».

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
А еще город очень зеленый, хоть и не самый чистый. Но парки, скверики и различная растительность - буквально на каждом шагу.

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
И конечно - неповторимое азиатское дорожное движение:

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
Ленин и инвестиции
Вьетнам представляет собой один из интересных примеров коммунистической страны (красные звезды и флаги - повсюду, есть даже цитаты из Ленина) с вполне капиталистической экономикой.
Современная история страны началась после победы в войне против США в 1976 году и завершения пограничных столкновений с Китаем - в конце 70-хх. Поскольку страну активно поддерживал Советский Союз, то после объединения местные коммунисты увлеченно стали строить лучшее общество, причем практически полностью копируя модели СССР - и с размахом вломились в серьезный экономический кризис. Но что интересно - извлекли из него уроки, разрешив свободное предпринимательство и открыв дорогу иностранным инвестициям - тоже, кстати, с оглядкой на перестройку в СССР - очень аккуратно и осторожно
В декабре 1988 года вьетнамское правительство приняло закон об иностранных инвестициях, которым гарантировало компаниям из других государств, что их имущество и прибыль не будут национализированы. Во Вьетнам потянулись сперва компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Южная Корея и Австралия, а потом и многие другие. А в 1997 году парламент Вьетнама разрешил всем провинциям и округам самостоятельно совершать внешнеторговые операции. С 11 января 2007 года Вьетнам стал 150-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Результаты не замедлили себя ждать: сейчас страна - один из наиболее динамично развивающихся лидеров азиатской экономики.

Альбом: Vietnam2011
Два имени одного города: Сайгон - Хошимин
Сайгон переименован в Хошимин в 1975 году - в честь первого президента страны, имя которого советские школьники учили как одного из главных братьев СССР на Востоке - Хо Ши Мин. Каждое буднее утро я проезжаю мимо площади Хо Ши Мина на юго-западе Москвы, а вот теперь попал и в город его имени.

Туннели Кучи
Во время войны город Сайгон был опорной точкой Южного Вьетнама, некоммунистической части страны. Но поскольку война начиналась с гражданской, позиции сторон было определить крайне сложно. Рядом с городом практически сразу же возник всемирно известный военный комплекс коммунистических войск Северного Вьетнама - туннели Кучи, которые сейчас превращены в достопримечательность для туристов. Добраться до них очень просто - туры продаются во всех гостиницах и информационных центрах города. Дорога занимает около часа.

Подземные крысы, или несколько месяцев без света
Когда началась война, местным коммунистам практически нечего было противопоставить армии Юга, которую активно поддерживали США - а вскоре и сами втянулись в противостояние. Танки, самолеты, современное оружие и большое количество боеприпасов - казалось бы, конфликт будет разрешен в ближайшее время. Но, как в очередной раз показала практика, даже самая передовая военная машина не способна решить локальные задачи партизанской войны.
Американская армия тогда крайне слабо умела воевать в лесах. На эту тему написано уже много книг и фильмов - про то, как вьетнамские партизаны исключительно подручными средствами фактически справились с современной и дорогой армией США
И одним из ключевых инструментов такой войны стали туннели Кучи
Тонне́ли Кучи́- система подземных тоннелей в одноимённом пригородном районе Сайгона (ныне - часть муниципалитета Хошимина), использовавшихся во время Вьетнамской войны.
Сеть туннелей позволяла партизанам наносить скрытые удары по американским войскам. Тоннели, располагавшиеся на нескольких уровнях глубины, включали в себя тайные входы, жилые помещения, склады, госпитали. Общая длина составляла около 150 км. Во время активных военных действий военные штабы американцев находились над подземным городом, но обнаружить его они не могли, так как входные люки были тщательно замаскированы. Позже город был рассекречен и вследствие этого часть туннелей разрушена.

Как из-под земли...
Сейчас туннели немного расширены, но передвигаться внутри все равно можно только на корточках или ползком. Внутри вроде бы сухо, где-то даже солома положена. Но как говорят, во время сезона дождей, проходы заполняются водой, а если вы двигаетесь с оружием и запасом продуктов, все становится уже не так легко - что вполне смогли ощутить на себе американские солдаты. Пройти даже 500 метров на корточках непросто, а уж в темноте, с грузом и почти без света …
А вот вьетнамские партизаны чувствовали себя здесь как дома. Маленький рост и выносливость, а также специальная система знаков помогали им преодолевать большие расстояния за короткие сроки. Также была устроена система ложных путей и ловушек, в которую моментально попадали люди, не знакомые с туннелями.

Альбом: Vietnam2011
Я прополз по туннелю метров двадцать с фонарем - тесно, спят летучие мыши, а под ногами что-то шуршит. В конце меня ждал замаскированный люк, посмотрев на который сверху, я был уверен, что не смогу выбраться через него на воздух. Был неправ - даже плечи пролезли. Субтильные местные жители, думаю, сюда вообще залетали мгновенно. Что интересно - когда я забирался в туннель, рядом никого не было. А когда вылезал - устроил небольшой аттракцион для группы туристов, которым гид в этот момент как раз объяснял, каким образом передвигались партизаны.

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
Когда вьетнамский лес...
Помимо самих туннелей в музейном комплексе есть много интересного. Подбитая американская техника и примеры рукотворных ловушек из подручных средств. Фабрика по производству обуви из выброшенных американских покрышек... Подземная кухня и павильон, где делают рисовую бумагу. Макет подземного убежища, в котором есть все необходимое для автономной жизни. Модель больницы и цех, где делали боеприпасы, извлекая порох из неразорвавших авиабомб…

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
Самым интересным для меня оказалось стрельбище с большим выбором боевого оружия - от автомата Калашникова до тяжелого пулемета M60. Раньше я видел все эти "игрушки" только в компьютерных играх - и вот, наконец, сумел посмотреть на них вживую.

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
Деревенский пейзаж, или о роли риса в истории
Туннели остаются позади, и мы возвращаемся в город. За окном автобуса - тропический лес и бескрайние рисовые поля. Гид рассказывает о выращивании риса. Процесс достаточно трудоемкий - так как поля должны быть постоянно наполнены водой, а сорняки так и норовят вылезти рядом. В итоге прополка превращается в адский труд с утра до ночи по колено в воде. Правда урожаи здесь снимают по 2-3 раза в год.
По мнению некоторых историков, именно необходимость долгой совместной сельскохозяйственной работы сформировала отношение к личности в восточной культуре. Неважно какие у тебя там нравственные колебания и жизненная философия - работать в поле нужно вместе, иначе общине просто не жить. А не хочешь работать - уж не обижайся, что всем до тебя никакого дела...

Прогулки по городу
В Хошимине царит атмосфера удивительного спокойствия. Даже в оживленных торговых центрах люди никуда не спешат, а уж на полупустых улицах иногда создается ощущение стазиса… С другой стороны нельзя сказать, что жизнь здесь стоит на месте - совсем даже нет…

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
Кроме того, здесь очень много интересных и исторических зданий. Мы жили в отеле в центре города, который построили как автомобильный гараж в 1900 году. Во время войны здесь размещалось командование американских сил, и каждый день в конференц-зале проводились 5 часовые брифинги о положении на фронте…

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011

Альбом: Vietnam2011
Здесь хорошо отдыхать и думаю, что неплохо работать. И если мой любимый Сингапур представляет собой упорядоченный и организованный западный мегаполис с элементами Азии, то Хошимин - это и современный район небоскребов, и почти советские пятиэтажки и парки, и древний колорит с восточными храмами и пагодами…
Спасибо тебе, Хошимин!

asia-2010-2011, travel, путешествия

Previous post Next post
Up