15 декабря 2011 года весь мир облетела радостная новость: после 18 лет переговоров Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Считанные дни остаются до того момента, когда мы станем частью «общего рынка». Доступ к российскому рынку будет открыт для всех, что очень важно для роста мировой экономики. Тем более, что все
страны-члены БРИКС, кроме России, уже давно вошли в ВТО и демонстрируют высокие темпы роста экономики. Об этом немало говорилось на последнем
Форуме БРИКС 1-3 декабря с.г., в работе которого мне довелось участвовать.
Почему же в российских политических и экономических кругах и это событие, и его последствия трактуются диаметрально противоположно? Почему вступление в ВТО устойчиво ассоциируется у многих предпринимателей с «шоковой терапией» («отпуском цен») 1991 года и дефолтом 1998 года? Отчего большинство руководителей сельскохозяйственной отрасли уже называют это решение «концом света» для российского села? Перейдем ли мы на новый, инновационный путь развития или будем продолжать политику распродажи ископаемых ресурсов?
На эти и другие вопросы пытается найти ответы мыслящая часть страны. Мы же попробуем разобраться всего в двух:
1. Есть ли стратегия развития российского сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО?
2. Как российским предпринимателям, работающим в сельском хозяйстве, воспользоваться всеми достижениями глобальной экономики, освоить современные технологии и привлечь необходимые для устойчивого развития отрасли инвестиции?
Сначала давайте попробуем разобраться с двумя точками зрения на последствия вступления России в ВТО, которые я попытаюсь изложить.
Первый удар будет нанесен по сельскому хозяйству и пищевой промышленности, поскольку здесь мы не имеем конкурентных преимуществ перед мировыми брендами. За счет снижения пошлин на российский рынок хлынет поток дешевых импортных эрзац-продуктов. Закрытие российских сельхозпроизводителей и переработчиков увеличит безработицу и снизит покупательную способность населения. Усилится отток людей из сельской местности, где и так уже остаются только те, кому некуда уехать. Вместо качественных продуктов питания горожане будут употреблять имитацию пищи, сделанную за кордоном из ГМО-сои с добавками текстураторов, красителей, ароматизаторов, улучшителей вкуса, консервантов, эмульгаторов, загустителей, стабилизаторов и прочей гадости. Потребление суррогатов продуктов питания резко повысит заболеваемость населения, в первую очередь онкологическими заболеваниями, и разрушит генофонд страны.
Удивительно, но вступление в ВТО совпало с мировым продовольственным кризисом, следствием которого стал рост на основные продовольственные продукты. Это означает, что наша кормежка может стать еще хуже. Отечественная продукция, которая из-за высокой себестоимости уже проигрывает в ценовой войне, быстро исчезнет с прилавков магазинов. Об этом позаботятся крупные сетевые магазины, которым заблаговременно, задолго до вступления в ВТО, наши чиновники уже отдали весь розничный рынок. Естественно, совершенно бескорыстно.
- Это точка зрения пессимистов, говорит Министр сельского хозяйства Елена Борисовна Скрынник,- Я сама хожу в магазины и все проверяю. Не считаю, что наша продукция хуже. Посмотрите на наших производителей, на фермерские хозяйства. На днях мы посетили в Тамбове Бабаевские молочные фермы. Какое у них мясо фантастическое! Они конкурируют в сетях и по цене, и по качеству. Кстати, уже 8 крупнейших московских ресторанов закупают отечественное мясо. Они перестали возить его из Австралии и Бразилии. Говорят, наше лучше».
«Объем господдержки АПК при вступлении в ВТО будет достаточным. Наша позиция на переговорах заключалась в том, чтобы до 2017 года ее уровень был не ниже, чем сейчас, то есть около 4,5 миллиарда долларов ежегодно. При этом до 2012 года объемы поддержки могут увеличиваться до 9 миллиардов долларов…». Эта точка зрения Министра изложена на официальном сайте ведомства.
Все, кто работает в сельском хозяйстве, прекрасно понимают, что одними объемами государственной поддержки отрасль не спасти, потому что таким примитивным образом технологический разрыв между нами и западом не преодолеть. Да и субсидии даются в основном не на произведенную и реализованную продукцию, а на компенсации части процентных ставок по кредитам и лизингам. А они у нас, по сравнению с цивилизованными странами, просто грабительские. Причем, сначала крестьянину надо эти проценты заплатить (!!!), а потом договариваться с чиновниками об этих самых компенсациях. Жалкие крохи, которые выделяются на посевные и уборочные кампании, не покрывают и половину затрат на ГСМ и запчасти, рост цен на которые удивительным образом совпадает с соответствующими временами года.
Из этого вытекает один важный вывод: в новых условиях вести дела «как обычно» теперь будет невозможно. Вся система функционирования предприятий отрасли будет меняться в соответствии с новой парадигмой развития, которая должна учитывать уникальное место России в международном разделении труда. Осознание национальной уникальности - путь к достижению устойчивых конкурентных преимуществ российских сельхозпредприятий и переработчиков на свободном рынке.
Поскольку стратегию развития сельского хозяйства не способны сформулировать конкурирующие между собой субъекты рынка, тогда это обязан сделать Минсельхоз. Однако на сайте ведомства попытка объединить понятия ВТО и «стратегия развития сельского хозяйства» успеха не принесли. Даже если набрать сочетание слов «стратегия ВТО», сайт ведомства тоже не реагирует…
Нет стратегии? Или она все же есть, но нам о ней не говорят? А ведь отраслевая стратегия должна быть понятна всем - от директора агропромышленного холдинга до простого фермера и дачника, потому что позволяет принимать правильные решения. Мы должны знать, во что выгодно инвестировать средства, какие производства имеет смысл развивать, потому что народ устал угадывать, что нужно в этот раз сажать - «вершки или корешки»? Не будет четкой стратегии, будем и дальше покупать в сетях израильскую морковь, турецкие огурцы и египетскую картошку, лишая наших крестьян возможности даже примитивного выживания.
А ведь нам всем хочется настоящего деревенского коровьего молока и масла, докторской колбасы, сваренной по ГОСТу, сладких помидоров «бычье сердце», выращенных исключительно био-органических удобрениях, и ароматных яблок без парафина!
В качестве еще одной иллюстрации того, как ведомство будет решать задачи в новых условиях, приведу еще одну прямую речь Е.Скрынник: «Сегодня мы работаем и над тем, чтобы в сельской местности развивались и несельскохозяйственные виды бизнеса. Это будет способствовать повышению качества жизни сельского населения». Хотелось бы знать, о каких «видах бизнеса» идет речь. Заводы и фабрики в селах начнем строить?
Полагаю, что нам нужен иной подход. Давайте развивать перспективные направления сельскохозяйственной отрасли, в которых мы способны конкурировать за лояльность российского потребителя. А если мы выберем верную стратегию, то и за европейского потребителя не грех побороться. С учетом того, что основным экономическим трендом сейчас является «зеленая» экономика, предлагаю надежную стратегию по устойчивому развитию российского сельского хозяйства и сельских территорий:
1. Осуществить переход на экологическое сельское хозяйство и производство органических (био, эко) продуктов. Создать систему устойчивого органического земледелия, круговорота органического вещества и оборота воды, восстановления лесов, почв и водных ресурсов. Научить людей жить в гармонии с природой.
2. Организовать массовое производство био-органических удобрений. Внести отечественную линию
дождевых червей «Старатель» в государственный реестр сельскохозяйственных животных РФ.
3. Организовать всероссийский конкурс среди сельскохозяйственных районов, где все продукты выращиваются без «химии».
4. Поддержать движение российских экофермеров.
5. Перевести сельское хозяйство на «зеленую» энергетику, а сельхозмашины - на альтернативные источники энергии.
6. Разработать для всех российских сел современные генеральные планы развития по стандартам экопоселений с учетом социальных нормативов, строительство в которых вести по технологии «умный экодом».
7. Развивать в сельских территориях
экотуризм и «зеленый» сельский туризм. Поддерживать создание и развитие соответствующих туристско-рекреационных кластеров, что позволит создать миллионы новых высокооплачиваемых рабочих мест в сельской местности.
8. Реализовать девиз «Накормить город - поднять село», развивая сети кооперативной торговли, чтобы сельские производители могли без посредников продавать экологически чистые продукты питания.
9. Прекратить порочную практику субсидирования процентов, перейти на систему дотаций на произведенную и проданную в соответствии с квотами продукцию. Это будет стимулировать производство, а не умение брать кредиты под фиктивные бизнес-планы.
Вместо послесловия. Официальный сайт Минсельхоза вообще не реагирует на слова «зеленая» экономика, экофермер, гармония, «зеленая» энергия, экопоселение, экодом, экотуризм, агротуризм, зеленый сельский туризм, агроэкотуризм… Любопытно, что самое большое количество ссылок ресурс дает на запрос на слово «заседание». Складывается впечатление, люди и министры живут на разных планетах. Вот почему вступление в ВТО пока не дает нам много поводов для радости.
Давайте объединять усилия. Мы вместе можем построить на селе общество социальной гармонии, основанное на правильном понимании будущего, которое все больше зависит от экологии и инноваций. Мы должны начать работу прямо сейчас, чтобы оставить детям красивый и безопасный мир.