О газе который пришел в Москву
и Ленинград.
Отечественные исследователи единодушны в том, что история магистрали ведёт свой отсчёт с 3 сентября 1944 г. В тот день было принято обстоятельное постановление Государственного Комитета Обороны «О строительстве газопровода Саратов - Москва» № 6499с. В первом его пункте сказано: «Обязать НКВД СССР, Главгазтоппром при Совнаркоме СССР и Мосгорисполком построить газопровод Саратов - Москва диаметром 12 дюймов для передачи в Москву 1,3 млн куб. м природного газа в сутки, газовые промыслы в районе Саратова для добычи до 3 млн куб. м газа в сутки с учётом увеличения подачи газа потребителям Саратова до 1,4 млн куб. м в сутки, а также газораспределительные станции и газовую сеть в Москве с окончанием строительства и вводом в действие всех сооружений в июле 1946 г. Выполнение работ по строительству газопровода Саратов - Москва, газовых промыслов в районе Саратова и газораспределительных станций в Москве возложить на НКВД СССР»
[5].
***...................................
Итоги трудового использования военнопленных в 1947 г. были оценены МВД как более высокие, чем за предыдущий год. Сумма заработка работающих военнопленных составила 4,5 млрд руб., что определяло стоимость созданных ценностей в различных отраслях народного хозяйства примерно в 10 млрд руб., и лишь немного уступало сумме заработка 1946 г. Среднедневная выработка на одного военнопленного поднялась до 17 руб. 11 коп.
С участием военнопленных было закончено строительство
завода «Запорожсталь»,
Воронежского завода синтетического каучука,
Никопольского южно-трубного завода,
газопровода Саратов-Москва,
Тагильского металлургического комбината и многих других объектов119.
Однако по такому показателю, как покрытие расходов на содержание военнопленных за счет их заработка, итоги 1947 г. были значительно скромнее. Если в 1946 г. за счет заработка военнопленных было возмещено 93,5% расходов на содержание всех военнопленных, то в 1947 г.- только 72,8% (приложение № 16).
***