Антикризисная стратегия: Нефтяная анестезияЦены на нефть в I квартале 2009 г. оказались примерно такими, какими они были в 2005 и начале 2006 г. В I квартале 2005 г. российский экспорт составил $50 млрд, а положительное торговое сальдо - $24 млрд; в I квартале 2009 г., по оценкам ЦБ, экспорт составил $60 млрд, а положительное сальдо - $21 млрд.
Далее Эта статья в блогах[
?]
av-rybin Стратегии - на примере энергорынка.
Здесь, в рассматриваемой статье, две предпосылки, которые гонят наших рулевых как бы за прибылями от экспорта сырья, - нефти и газа, и пр. Чем богаты тем и рады, вроде. С гнильцой предпосылки. Но кто рулевых направит на путь истинный??.
---------
Вот экономисты тоже говорят, что правительство не выбирает верных направлений развития для страны, и не отвечает своими решениями на изменившуюся обстановку.
Надо, говорят, уходить от старых доктрин. Куда????.
Мы видим, выход есть и куда идти по принципу минимакса, побольше к себе во внутренний рынок, в страну, в свою перерабатывающую экономику. Сразу на перевозках сэкономим.
Переработку развивать и для себя и для экспорта.
Вон хоть с зерном - успехи, потом умымшись, получили, эспортируем не сырьё.
А то например, Миллеру дали задание годом раньше, свистеть про уровень капитализации Газпрома в 1.0- трлн долл США и про энергетическую сверхдержаву.
Вот и досвистелись. Как пересчитали балансовые активы по новым ценам и параметрам, включая и запасы в земле, тут и прослезились. Но продолжаем жить по- старому.
---------------------------------------------------
Между тем вызов мирового финансового кризиса для России заключается в том, что возвращение к той модели роста, которая имела место в 2000-е гг., вряд ли возможен. Модель эта была основана на том, что постоянно растущие доходы от сырьевой торговли трансформировались в
рост доходов и внутреннего спроса. А доступность внешних кредитов позволяла и стимулировать рост спроса, и удешевлять для предприятий стоимость ответа на него: предприятия в
кредит производили то, что у них в кредит покупали потребители.
Но, так или иначе, необходимо задаться вопросом, какая модель роста реалистична и оптимальна в ближайшей и стратегической перспективе, а какие модели ведут нас в тупик, повышая меру неустойчивости экономики.
Необходимо, видимо, окончательно забыть о доктрине «двухконтурной экономики», успех которой в конечном счете также зависит от конъюнктуры внешних рынков (наличие высоких сырьевых доходов, трансформируемых в инвестиции), а институциональные последствия выглядят сомнительными.
Здесь видно,- пора менять модель - поворачивать оглобли.
----------------------
Между тем антикризисные наработки правительства тщательно обходят этот ключевой вопрос будущего. И это не досадное упущение - это хуже. Дело в том, что антикризисная активность правительства по факту, без всяких обсуждений закладывает институциональные предпосылки определенной экономической модели.
Эта модель характеризуется тем, что государство выступает в качестве крупнейшего собственника и распорядителя экономических процессов. Эта модель будет требовать поддержания высокого уровня госинвестиций и одновременно постоянно высокого (вне зависимости от текущей конъюнктуры доходов) уровня социальных обязательств.
Если в предыдущем периоде - в эпоху роста сырьевых цен - мы максимизировали нашу зависимость от сырьевого экспорта, то теперь - на пороге периода ценовой неопределенности - мы ( Не мы - а Вы, правительство Пу и Ме ???) собираемся повесить все эти риски на государство.
Еще восемь лет назад в элитах (где это, оно кто???) присутствовало ясное сознание опасности и недопустимости такого сценария. Сегодня мы вяло, но неуклонно скатываемся к нему под разговоры о модернизации и в апатичной надежде, что на этот раз все будет не так как всегда.
--------------------
Не надо сейчас про загадочные собирательные мульки - элиты. Это Ясин? Это Независимое Экономическое Общество?? Это Пикейные жилеты. Это Прохоров с Потаниным. Это Металлурги. Это Нефтяники.
Все эти всякие элиты - это источники информации, для тех кто решает.
О обработать инфопотоки должен соответствующий РЕШАТЕЛЬ.
Если есть у Пу и Ме соответствующий аналитический аппарат и институты, то они и должны создавать все необходимое - стратегическое обеспечение решений.
Да, кое что ржавое есть - Министерства + РАНские+....+ . В общем все нищие и без бюджетов.
Здесь налицо отсутствие консолидированных интеллектуальных мощностей ускоренной и адекватной поддержки решений.
Поэтому лихорадочно клепают общественные советы и комиссии межотраслевые.
Пока гром не грянет козлы и не крестятся. Ме себе вот под бок институты сделал, пусть как у Пу будет.
В общем же нет основ и постоянных структурных боевых единиц.
Опять горячка. Наш жизненный пример. Надо нарисовать Сикстинскую Мадонну ( стратегическую программу, сейчас называют антикризисной), ой где же наш Леонардо (типа что ли Госплана)? Пардон - эмигрировал. Ну ничего, бригаду маляров собрать и вперед, сбацаем.
Вот он наш господходец. А Обама?? - о, это жалкая пародия на наших, неадаптивные оне. Тока пузыри выдувают.
Поэтому наш дорогой Вован и действует по этой модели, главное сейчас занять побольше у соседей .
У него наверное и стратегия лежит подписанная малярами.
Гоним трубы на "U" - образный сырьевой рынок.
И еще 15 лет гоним по трубам, что можем туда, вдруг цены попрут и все отобьется. Только сами относительные объемы нашей доли рынка пока не растут.
Ну и расстояния наши доставки - ну пг'осто обос'ггаться, свои же транспортники эффективные нас и сжирают .
Конкуренты - черти мешают тоже. Да и сам нынок нестационарный - уклоняется гад в сторону экономии и альтернатив.
Только бы Господь Пу и Ме эту U побыстрей загнул. Это лучшая стратегическая мысля.
Наверное поэтому и в церковь зачастили.
-------------------