III
Сейчас перед Россией открываются колоссальные возможности укрепить свои позиции на газовом рынке Европы - в связи с волной окончательных отказов западноевропейских стран от эксплуатации атомных электростанций (только уже объявленные отказы Швейцарии и Германии от эксплуатации АЭС высвобождают нишу для ежегодных поставок газа в объеме 40 млрд кубов). Это такой исторический шанс, не использовать который будет даже не ошибкой - преступлением.
В этом положении заявления о $500 и о том, что мы «уйдем в Китай», - худшее, что можно сделать.
Сегодня прямая должностная обязанность Миллера - делать все, чтобы у покупателей не возникло ни тени сомнения, что Россия - надежный поставщик газа, к которому можно без проблем обратиться для замещения уходящего в историю «мирного атома».
***Путин сказал хочу
осчастливить леопарда, того дворовые
захомутали притащили и осчастливили, чуть не до смерти.
Он также сказал, наша энергетическая свехдержава осчастливит газом и прочими углеводородами Европу.
Европу начали хомутать. Начали тащить.
Мастера-холуи с газовой стратегией мутят как с леопардом. Чтоб щастье вышло.
Говорят для народа.
Смешно.
Судя по почерку должны и премьеру врать, побольше. Газпромовскиетрудяги в уши поют, а других то, - свободных гуру с развязанным языком и не подхалимов нету. Разве можно найти такого, который бы в верха нёс правду матку мимо, газпромовских сетей и к телу кормчего подбирался вплотную?
Надо-бы с этим всем поразбираться. Капельку.
Ну
фон оптимизма такой,
у газовиков, полагаем, выше среднего Российского.
Поэтому они и строят, как-то непонятно, стратегии экспорта на ЕС и с
Китаем это увязывают и с АТР.
Надо полагать кто-то из советующих Путину по делу стратегов оценивает самостоятельные
шаги и конкурентные программы самой Европы и в
Азии,
по обе стороны Каспия.
Там же в ЕС из неприятностей
эффекты от Энергохартии, с которой наши политические газовики норовят решительно сражаться на чужой территории и в полном вражеском окружениии.
Но обстановка непрерывно меняется и рыночные стратегии должны адаптивно учитывать новые реалии.
Итак, из новшеств на событийном поле за последние два года появились: Северный поток, Балканский Капут проект обходного проекта Южного потока, украинская газовая заноза, отказ от атомных мощностей в ЕС, сланцевый газ, альтернативные высокие технологии (в которые Миллеру велели не верить как и
в химеру сланцевого газа), Катарский конкурентный прорыв в газе и
GTL, динамика их
инфраструктуры.
Поэтому, как пишут в учебниках по стратегическому маркетингу,
все новшества и расстановку сил на рынке надо учесть лет на 15 вперёд, не забывая
конкурентов, и - в бой.
Иногда нервы главного задающего идеи политгенератора не выдерживают трудностей, как вязкости турецкого премьера Эрдогана и Гюнтера Оттингера и мы видим когнитивно-диссонансные всплески, - типа убежим в Китай, как шарахнем Штокманом, вздрючим всех Ямальским СПГ, ну и конечно выстроим дублирующий СПГ терминал в Черном море.
Но Европа с Китаем не Россия, их тяжело брать на понт, тем более на горло.
Бо.
Во-первых, там свои стратеги имеются, тоже в газовые игры и недурно играют.
Во-вторых, им же наши стратегические проекты приходится обсчитывать от корки до корки. Потому как ихние кредиторы под расчёты российских счетоводов кредитов не дают и не страхуют проекты. А кормчий без авансов не работает.
Драма-с.
Поэтому в новой обстановке становится неясным, как же наш главный стратег, в условиях параноидально лелеямого им совершенно естественного святого монополизма Газпрома, будет решать задачу повышения рентабельности экспорта. Цену продаж, по-Миллервски ведь не задрать в долгосрочных контрактах, конкуренты мешают.
Тут подразумевалось бы эффективная контрмонопольная внутренняя политика и уменьшение себестоимости издержек на газодобыче-транспорте, для начала ... . Также бы недурно было помечтать о контроле расходов в туманы-спорты-секреты...
Но у нас же две гири - на дно тянут глухие ренты на шее, - коррупционная и откатная для своих пацанов.
Нас же, недостойных прогнозистов, гложет неверное чувство, что решают с газовым экпортом совсем другую сверхсекретную задачу, - как укрепить монополизм оного естественного монополиста и как не пустить на газовые рынки прочих, ну кроме усердно откармливаемого личного карманного НОВАТЭКа.
Пока же мотивы укрепления газовой монополии только крепчают и видны невооруженным глазом, а оно помешает стратегии адаптивного прохода на рынок.
Итак, в условиях перемен, действующих реальных экономических игр и ограничений с той стороны и политико-шкурных с этой, какой же бой задаст конкурентам стратег?
Таки ответим.
Судя по нынешним раскладкам, кардинальных новостей не ожидаем. Ибо людишки-челядь та же, установки те же, структуры те же,
мысли те же,
манёвренность та же и интересы те же.
Так появляются не профильные небольшие диверсификационные
задачки с рынка конечных покупателей.
Неужели опять кормчий будет кричать про привлекательность совместных инвестийций и криком звать инвесторов по утрам, - идите, идите к нам Shell, Total, RWE, GdF, BP, ... не забывая звать Индию, Китай, Японию ...
Но это уже было, кардинальных перемен в демократии не случилось и посему крупнокалиберные партнёры не побегут в непонятно куда сломя голову.
Поэтому полагаем, на фоне глупых и вялых монопольных стратегий премьер не сможет дать газовой битвы за экспортные рынки.
Единственный его помощник - генерал мороз.
Остальное воля случая, включая революции в Африке и войны в Западной Азии.
Нету стратегии, нетушки новой.