Я ночами спускался в галеру,
в глубокий денежный трюм.
Говорил там с начальником крыс.
Крысы свозят на берег,
В тихих портах,
Что решили от штормов спасти-с.
Как видим неукротимый поток активов продолжает своё
коловращение.
Всё что было накоплено непосильным хапаньем галерного нефтегазового коллектива сползает в нужные руки.
Воодушевляют расчётные темпы роста лучшего нефтетрейдера прошлого года.
Как годик прошлый
начинался, так недурно и завершился.
Так уже недалеко и до лучшего газотрейдера и
нефтегазохимического олигархата.
Предложение для Макарова «Новатэк» выставил оферту на 49% акций «Сибнефтегаза», предложив за них 26 млрд руб. Воспользуется ли этим владелец 49%-ного пакета - «Итера», пока не ясно
Новатэк«19 декабря стал владельцем 51% акций «Сибнефтегаза», а к 19 января приготовил обязательную оферту на выкуп оставшихся бумаг компании. Максимальная сумма расходов на эту оферту может составить 25,88 млрд руб.
Читать целиком Этот тоже сильно стремился туда, где можно сдать нефть в надёжные руки кукушонка.
И собственно чего бояться откормочной крысиной команде,
не адвокатов же.
При такой-то крыше,
только вперёд, - перезагрузим трюмы галеры в надёжные руки.
Расти расти наш углеводородный кукушоночек, до выборов уже недолго, придёт пора выпархивать из гнезда .
Итоги года: логистическая консолидация в надежных руках
29.12.2010 10:22
Интерфакс, а точнее журналист Юля Михайлова подвели свои итоги работы транспортной отрасли
В 2010 году основным трендом в портовой, судостроительной и контейнерной отраслях РФ стала консолидация и приход "стратегов"
Основным трендом уходящего года в портовой, судостроительной и контейнерной отраслях РФ стала консолидация и приход "стратегов". Векторы у общей тенденции, впрочем, разные: где-то процесс сопровождается усилением роли государства, где-то, напротив - приватизацией. Правда, приватизация эта далека от стилистики "народных IPO": инвесторы подбираются проверенные, с большим опытом работы на благо государства.
Год положил начало нескольким знаковым событиям: объединению Новороссийского торгового порта с Приморским с параллельной сменой владельцев с группы физлиц на консорциум государственной "Транснефти" и частной "Суммы Капитал", продажи судостроительных активов империи Сергея Пугачева "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК), о цене которых стороны, впрочем, так пока и не договорились, покупке группой FESCO Сергея Генералова 12,5% акций ОАО "Трансконтейнер" в ходе IPO оператора с намерением довести долю до контрольной.
Также все активнее ведутся разговоры о предстоящей в 2011 году продаже 25% акций группы "Совкомфлот", в которую входит ОАО "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип"). Возможно, это будет продажа стратегу, и не исключено, что им станет крупнейший клиент компании - нефтетрейдер Gunvor Геннадия Тимченко. Акции транспортных и судостроительных предприятий становятся все привлекательней - впереди масштабное освоение шельфа.
Гигантомания
Самая громкая публичная сделка года - покупка группой "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) Приморского торгового порта (ПТП, принадлежит "Транснефти" и инвестиционной группе Зиявудина Магомедова "Сумма Капитал") за $2,15 млрд. Одновременно "Транснефть" и "Сумма" выкупят 50,1% акций объединенной компании у нынешних акционеров НМТП - Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга - и будут контролировать уже два крупнейших порта страны.
О масштабе сделки свидетельствует и тот факт, что в ней косвенно поучаствовал премьер Владимир Путин - правда, так и не добившись своей цели. Отвечая на вопросы иностранных инвесторов, озабоченных очередным экспансионистским шагом государства, премьер сказал, что у государства как раз "не было никакого желания туда (в НМТП) заходить". "Это у частных инвесторов было желание оттуда выйти. Мне пришлось их уговаривать не делать этого - но у них возникло желание разместить свои капиталы в других отраслях", - рассказал премьер. "Там нет национализации и какой-либо агрессии государства. Там идет частный обмен акциями, никто никого не выдавливает", - успокоил инвесторов Путин.
Сделку планируется закрыть в начале 2011 года. Будущие собственники НМТП не исключают возможности участия в аукционе по продаже госпакета акций компании (20%), который намечен на первый квартал будущего года. С госпакетом или без, но "Транснефть" все равно получит контроль практически за всем экспортом нефти и нефтепродуктов через европейские порты России.
Планы у "Транснефти" и "Суммы" в части развития портов наполеоновские: так, перевалку ПТП планируется увеличить до 120 млн тонн в год против привычных для него 80 млн тонн, из НМТП сделать "глобального портового оператора", доля нефти и нефтепродуктов в общем грузообороте которого уже сегодня 70%.
В то же время статистика Ассоциации морских торговых портов за 11 месяцев 2010 года показывает, что перевалка углеводородов через северо-западный и южный бассейны страны неуклонно снижается - на 1-2% ежемесячно. Нефть уходит на Дальний Восток - в нефтепорт "Козьмино", конечную точку проекта "Восточная Сибирь - Тихий Океан" и терминал в Пригородном на Сахалине.
Еще один повод усомниться в реальности планов по наращиванию перевалки в Приморском порту - запуск нефтетерминала Gunvor мощностью 30 млн тонн в порту Усть-Луги, который запланирован на первое полугодие 2011 года. Пока Gunvor переваливает нефтепродукты, поступающие с Киришского НПЗ компании.
Жажда технологий
Залог успеха реализации поставленной перед "Объединенной судостроительной корпорацией" задачи по оздоровлению судостроительной отрасли страны - новые технологии. Компания делает ставку на строительство судов-снабженцев для работы на шельфе, плавучих буровых платформ, сложных танкеров. И хотя ОСК была основана в 2007 году, к активным действиям приступила только в этом, с приходом нового руководства.
Во-первых, ОСК начала строительство первого из двух СП с зарубежными партнерами на Дальнем Востоке. Верфь "Звезда - DSME", строящаяся совместно с Daewoo Shipbuilding Maritime & Engineering, весной 2011 года собирается запустить цех металлоконструкций. "Совкомфлот" уже заказал на этом заводе 6 судов до 2013 года общей стоимостью порядка $800 млн с опционом еще на 6. Согласно контракту, первые два танкера будут построены на корейской верфи Daewoo при участии российских специалистов, вторые два - на "Звезда - DSME" с участием корейских, оставшиеся - на ней же, но без помощи зарубежных партнеров.
При этом судьба другого СП - "Восток - Raffles" с китайско-сингапурской Yantai-Raffles - до сих пор неясна из-за возникших проблем с выбором территории, на которой будет располагаться завод. И, тем не менее, корпорация намерена привлечь кредит Сбербанка на 1 млрд руб. в следующем году для финансирования обоих проектов.
ОСК развернула деятельность и на западном фронте - компания получила 50% судоверфи STX Helsinki Shipyard Oy через СП с STX Finland, заплатив 2,5 млн евро, при том, что всю верфь эксперты оценивают в 300 млн евро. У СП есть опцион на покупку 20,4% конструкторского бюро Aker Arctic Technology Inc.
Оба актива специализируются на создании ледоколов и признаны мировыми лидерами в этом деле - два из шести действующих атомных ледоколов "Росатома" были построены на хельсинской верфи. Завод уже получил заказ от "Совкомфлота" на $200 млн на строительство двух ледоколов, которые будут задействованы в проекте "Сахалин-1". Одним из пунктов соглашения по созданию СП было обязательное обучение российских судостроителей на хельсинской верфи.
Купить подешевле
В то время как ОСК набирала обороты, судостроительные активы "Объединенной промышленной корпорации" (ОПК, в которую входят ОАО "Балтийский завод", ОАО "Северная верфь" и ЦКБ "Айсберг") Сергея Пугачева оказались в залоге у Банка России по кредитам Межпромбанка на 30 млрд руб. А все потому, что ОСК летом этого года отказалась покупать два завода и конструкторское бюро за 90 млрд руб. "Нам интересны эти активы, но за разумные деньги", - говорили в корпорации. "Разумные деньги" в понимании ОСК - 25 млрд руб. за "Балтзавод", "Северную верфь" и "Айсберг".
Пока стороны спорили о цене, ЦБ после долгих и мучительных размышлений все же отозвал лицензию у МПБ. Теперь суд должен назначить независимого оценщика, после чего активы будут проданы на открытом конкурсе. Остается загадкой, будет ли ОСК принимать в нем участие, ведь у свежеприобретенной верфи в Хельсинки примерно те же наработки по строительству судов ледового класса. И все-таки скорее да, чем нет - об этом свидетельствует нежелание ОСК дать компаниям шанс повысить свою капитализацию.
Так, сначала ФГУП "Росморпорт" отстранило "Балтзавод" от своего тендера на строительство ледокола 25 МВт стоимостью $260 млн. Причем заявка компании была наиболее привлекательной на фоне заявок от ОСК и Nordic Yards Виталия Юсуфова. "Балтзавод" предлагал построить ледокол за наименьшую цену - $223 млн - и в максимально короткий срок - 3,5 года.
Компания подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) - и она предписала допустить завод к участию в конкурсе. Однако через пару недель конкурс приостановили из-за жалоб ОСК и входящего в нее "Севмаша", который в тендере не участвовал и даже не строит ледоколы. В ОСК не скрывали, что обращение в ФАС - формальная причина для срыва конкурса.
Продать в добрые руки
Будущий год может принести изменения в составе акционеров "Совкомфлота", который пока на 100% принадлежит государству. В 2011 году, по плану Минэкономразвития, в ходе IPO должно быть продано 25% акций группы, с 2012 по 2013 год - 25% минус 1 акция. "Если это будет просто IPO в пользу портфельных инвесторов, мы не против. Если есть заинтересованные стратеги - мы тоже не против", - говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако не так много стратегов, которым интересно участие в капитале "Совкомфлота", а главное - кому это по карману. По мнению генерального директора пароходства Сергея Франка, таким стратегом теоретически может стать китайская PetroChina, "дочка" China National Petroleum Corp. Однако не исключено, что проявить интерес может и Gunvor, крупнейший клиент пароходства, который приносит ему около 10% от выручки.
Тем не менее, правительство РФ не собирается продавать компанию до полного восстановления судоходной отрасли от кризисного спада, несмотря даже на успешное размещение облигаций "Совкомфлота" на $800 млн, которое компания провела в этом году, что говорит о финансовой устойчивости компании. Однако ставки на танкеры не спешат расти: в этом году спотовые ставки на супертанкеры достигли рекордно низких $10 тыс. в сутки, когда на "высоком" рынке торговались в 5-6 раз дороже, а ставки на афрамаксы редко превышали $20 тыс. в сутки. Морской брокер Platou прогнозирует, что фрахтовый рынок восстановится лишь в 2012 году, а 2011 год станет, возможно, даже более тяжелым, чем год уходящий. Количество нового тоннажа будет расти быстрее, чем за пять последних лет, и именно этот фактор помешает росту ставок.
Однако у "Совкомфлота" есть подушка безопасности - примерно половина судов компании находится в долгосрочных контрактах, стоимость которых не так значительно отличается от докризисной, как стоимость спотовых. Компания также участвует во всех проектах по освоению шельфа и развивает регулярные перевозки на крупнотоннажных танкерах по Северному морскому пути, который короче альтернативного маршрута через Суэцкий канал почти вдвое, свободен от пиратов и позволяет фрахтователям экономить 15-20% от стоимости транспортировки через теплые моря.
В этом году "Совкомфлот" перевез пробную партию газового конденсата ОАО "НОВАТЭК" с полуострова Ямал в Китай. На следующий год запланировано 2-3 подобные перевозки. В целом администрация Севморпути получила 11 заявок на проход в будущем году, тогда как в этом - только 8, и ожидает, что количество перевозок будет расти с освоением ямальских и шельфовых месторождений. "Совкомфлот" между тем уже заключил контракты с поставкой до 2014 года на16 судов, 12 из которых - танкеры. Флот группы - крупнейший в мире в сегменте арктических челноков, танкеров - продуктовозов и газовозов ледового класса. На его обновление компания выделила $5,5 млрд до 2015 года.
"Российские железные дороги", в отличие от правительства, не стали дожидаться восстановления контейнерного рынка, и продали 36% акций ОАО "Трансконтейнер", треть из которых купила за $138 млн транспортная группа FESCO Сергея Генералова. Такая сделка несколько разочаровала рынок - все ожидали от FESCO покупки, может, и меньшего по объему перевозок и капитализации оператора, зато полностью или хотя бы его контрольного пакета. Впрочем, группа сразу заявила, что намерена довести долю в "Трансконтейнере" до 50%, но аналитики прогнозируют, что это у нее получится не ранее 2012 года. А пока компания обеспечила себе место в совете директоров оператора и, по мнению экспертов, успешное развитие своего железнодорожного дивизиона.