Александр Ильич Гудзоватый - самый богатый человек в Польше, вырос на газе и поставках железок Газпрому.
Это примерно то же самое при Вяхиреве, как Фирташ при Миллере.
И как говорила Донна Роза Д'Альвадорец этих Росукрэнерго и Бартимпексов при газовой метрополии и не сосчитать.
Тяжело Газпрому нарываться на брошенных детей своих и бывшие дела свои.
.
При Вяхиреве Gas-Trading наряду с PGNiG была крупным продавцом российского газа в Польше.
В 1997 г. доля «Газэкспорта» в трейдере была размыта с 36,2% до 15,88%. Другие владельцы - Bartimpex Гудзоватого и PGNiG.
В январе 2001 г. инициированная Миллером проверка выяснила, что Gas-Trading и Bartimpex получали от «Газэкспорта» газ по льготной цене, а платили за него с полугодовой задержкой. Недополученная выгода составила $144 млн.
Фи, какая жалкая пародия на Фирташа при Миллере. Того кредитовали газом на год.
С 2002 г. «Газпром» стал продавать газ напрямую PGNiG. PGNiG и «Газпром» долго обсуждали возможность ликвидации Gas-Trading, но до сих пор этого не сделали; Гудзоватый, по их мнению, называл слишком высокую цену за выкуп его доли.
Да, Гудзоватый - это покрепче будет, это не какой нибудь Ходорковский или Гуцериев. И Польша не Лондон, при их отношениях к русским туда не повезешь кофе с полонием. Не поймут поляки.
Труба не вынесет троихВладимир Путин не хочет видеть среди совладельцев оператора польского участка газопровода Ямал - Европа местного бизнесмена Александра Гудзоватого. У него вместе с польской PGNiG 52% акций EuroPolGaz, а у «Газпрома» - лишь 48%. Путин хочет разделить долю в операторе 50 на 50
Вчера премьер Владимир Путин предложил поискать признаки коррупции в соглашении о распределении долей в EuroPolGaz. Эта компания ежегодно транспортирует в Европу около 24 млрд куб. м российского газа. По 48% ее акций - у польской газовой госкомпании PGNiG и «
Газпрома», а оставшиеся 4% - у Gas-Trading.
Далее ГУДЗОВАТЫЙ ЗАКАТ
№ 37 [404] от 29.09.03 -
http://www.belgazeta.by/20030929.37/020280322 По итогам 2002г. Александр Гудзоваты входил в десятку самых богатых людей Польши. Глава могущественного газового трейдера компании Bartimpex долгие годы был главным партнером «Газпрома» в Польше. Личный друг Рема Вяхирева, близкий приятель Юрия Лужкова, с одной стороны, с другой - спонсор и помощник почти 20 министров в разных правительствах Польши. Этот нематериальный актив Гудзоваты заинвестировал так успешно, что сколотил состояние более $1 млрд.
Однако новый шеф «Газпрома» Алексей Миллер нашел методы ведения бизнеса 65-летним Александром Гудзоватым архаичными и неприемлемыми. Амбициозный, привыкший красоваться на первых страницах газет польский «красный директор» не сумел понять, что дерзить «Газпрому» - опасно для бизнеса. Как часто бывает, личный конфликт быстро сказался на финансовых показателях Bartimpex. По итогам 2002г. доход фирмы, по сравнению с предыдущим, сократился втрое и составил около $150 млн. Прибыль упала в 30 раз, составив всего $700 тыс.
И это не последняя беда Гудзоватого. Как пишет влиятельный польский журнал Wprost, он может «пролететь» с еще одним инвестиционным проектом. В начале 2003г. президент Польши наложил вето на закон о биотопливе, а Гудзоваты уже успел вложить в развитие этой сферы около $40 млн. Банк европейского сотрудничества (Bank Wspуіpracy Europejskiej), который на 80% контролируется Александром Ильичом, как его часто называют, также дышит на ладан. В 2002г. банк потерял почти $8,3 млн., за первое полугодие 2003г. его убытки составили около $2 млн.
10 лет назад Гудзоваты получил долю в EuRoPol Gaz, который должен был строить польский участок газопровода «Ямал - Западная Европа». Cделка «газ в обмен на продовольствие», которую Гудзоваты заключил тогда с «Газпромом», стала настоящей золотой жилой. Тогда Bartimpex выторговал себе 5-процентную маржу. По оценкам Wprost, за 12 лет глава Bartimpex мог аккумулировать только на своих счетах в швейцарских банках до $0,5 млрд.
Гудзоваты начал зарабатывать серьезные деньги, будучи директором польских государственных внешнеторговых фирм Textilimpeks и Kolmeks, которые поставляли в СССР изделия легкой промышленности. В 1991г. он совершил одну из своих самых известных сделок. Продав в Россию 100 тыс. тонн пшеницы, он заработал за один день $500 тыс. Без личных связей с партийной и хозяйственной элитой Советского Союза и ельцинской России такие сделки были невозможны. Гудзоваты сколотил состояние, работая с двумя госорганизациями - польской компанией PGNiG и российским «Газпромом». Рем Вяхирев и Виктор Черномырдин настаивали на том, чтобы сделки в Польше шли именно через Гудзоватого. У него получалось дружить как с правыми, так и с левыми правительствами Польши.
Но сегодня на польском политическом Олимпе другие фавориты. Американцы после подписания контракта о доставке истребителей обязались закупить в Польше товаров на $700 млн. Но Bartimpex может рассчитывать только на $35 млн. Вторая золотая жила для польского бизнеса - торгово-производственные возможности в Ираке. Александр Гудзоваты намерен компенсировать поражение на российском фронте интенсивной работой с арабами. Но и на иракском направлении таких, как он, хватает.
В Польше в полный голос заговорили о конце эпохи гудзоватых - бизнесменов, которые учились бизнесу при социализме и продолжают работать по прежним лекалам. Место «динозавров» занимают молодые динамичные люди с дипломами самых престижных мировых школ экономики и бизнеса. Ушли со сцены Анджей Сковроньски, основатель известной компании Elektrim, Зофия Габер, которая много лет возглавляла Agros, Дариуш Пшывечерски, председатель фирмы Universal. Некогда самый богатый поляк Збигнев Немчик сегодня только 30-й в списке 100 самых состоятельных поляков. Главный нематериальный актив старой эпохи в виде политических и хозяйственных связей перестал играть ключевую роль.