Sep 01, 2011 16:59
1 сентября сего года.
Это такой маленький постик об огромных вещах,настолько больших,что они незаметны.Мы очень малы по сравнению с ними и их не замечаем,как маленький червяк занесённой подошвы.Хлоп,и нету червячка,а мог бы жить.Дело касается отчасти проблемы постановочной фотографии, но это часть более общего громадного вопроса о случайности и закономерности.Примечательно то, что на таком уровне вопрос этот сливается с проблемой сознательного и безсознательного, регулярности и периодичности...и тупо идёт к диалектике мелкими шагами,а там стоит страшный дядька Гегель,которого никто не читал,но суждение имеет.
Когда то, давным давно. появление кометы или солнечное затмение приводило людей в ужас-натурально убивали кучу юных девствениц для личного спокойствия.Потом разжились,перестали съедать старых родителей,догадались завести пару колдунов а потом и до книг додумались т е появился коллективный опыт.И оказалось, что напасти эти точно предсказуемы и регулярны.. и девствениц стали использовать по их прямому назначению,т е тьма рассеялась и некоторые червяки перешли в другое состояние нервной организации.т е его уже нельзя было разрезать безнаказанно-двух червяков из него не получалось а выходил всегда один труп в результате.Некоторые кометы имели период обращения аж до 300 лет,но рукописи не горели и некоторые индивидуумы спокойно заявляли что мол завтра ждите хвостатую звезду и несите нам побольше вкусностей и ведите побольше девственниц для правильного их употребления.И несли и вели.
Из этой касты колдунов и жрецов появились учёные и художники,разделение труда, но нечто общее всегда их объединяло и объединяет до сих пор,по крайней мере на самых верхних эшелонах этих немногочисленных групп.
Любая РЕГУЛЯРНОСТЬ,повторяемость,ритм,паттерн всего потока внешне случайных явлений пусть даже далеко отстоящих друг от друга по времени( вспомним про кометы). Любая регулярность реализуется через случайность и там всегда есть закон, сначала как правило эмпирический а потом оформленный математически, как, например. размер длины всех зёрен урожая пшеницы колеблется вокруг некоего среднего причём по кривой Гауса и этот же закон присутствует в огромном числе других явлений природы,казалось совершенно не связанных друг с другом.На кой чёрт нам это надо? Я специально привёл пример пшеницы как еды-ведь едите каждый день и не по разу.На машинах ездите и компьютеры покупаете.Органы чувств и условный рефлекс с высшей нервной деятельностью да и весь наш организм довольно регулярные штуки и в них эти же законы проявляются.Порядка хотите в стране а группой " война" восхищаетесь.Но не будем о грустном-сразу к творчеству.Чем занимается искусство, как не той же регулярностью? Зачем древним грекам понадобилось десятилетиями создавать эталоны красоты и пропорций,почему ищут моделей в каждое время отвечающим определённым пропорциям, что имеют в виду художники в своих поисках Красоты? Что имел в виду Микеланджело,когда на укор какого то человека о его непохожести на картине,ответил, что это не будет никого волновать уже через 50 лет? Может он предвидел появление фотографии на паспорт,а может и задавался более общей задачей искусства.Понятие абстрагирования, обобщения, закономерности и есть понятие нахождения Красоты и Истины.Свобода творчества не есть произвол и анархия, все революции и авангард плохо кончаются и остаются потом только те единицы, кто собственно и нашёл новую ступень регулярности, выразил своё время в каких то новых формах, идентичных состоянию науки и искусства своего времени но уж никак не зачеркнул прошлых достижений культуры-это не революция а эволюция..Концептуальное искусство принципиально более высокого порядка, просто там сейчас столько шарлатанов кормится, что мама не горюй, дело то ещё не утряслось со временем.Можно почитать мой пост про Марселя Дюшампа-я его специально заранее написал на эту же тему.
О бессознательном и интуиции.Когда ребёнок учится ходить или человек овладевает какой профессией то они затрачивает на это очень сознательные и длительные усилия. Потом ходят и работают безсознательно, наработанные опыт и ремесло уходят в рефлексы, привычку и только тогда есть место творчеству и интуиции. Интуиция и свобода творчества прямо пропорциональны личному опыту, это вершина айсберга, где вся теперь уже безсознательная масса прошлого опыта под водой и никому не видна. Любая случайность внешнего мира рассматривается им как закономерность и он не каждую использует уже интуитивно. "Случай помогает только подготовленному уму"-так обобщил это Пастер.
Я читал дневники Ван Гога. Помню как меня поразили его слова (не ручаюсь за дословность)- "Я возьму самый синий какой только смогу и напишу на этом фоне самый жёлтый насколько возможно портрет, чтобы он был похож на ослепительное Солнце на синем небе".Он также сравнивал труд живописца с трудом крестьянина, сеющего зёрна нового урожая.Вот вам и архетип и мастерство и безсознательное в одном флаконе.
В моём дивизионе служил прапорщик в автопарке,он был известен тем, что готовил классных водитерей из деревенских парней. Я специально сходил на его занятия послушать. Он был прост и говорил так солдатам- "Представьте что вы бензин, вы очень текучи, стремитесь всегда вниз, ищете любую щёлочку убежать и взрывоопасны в смеси с воздухом. А теперь начинайте течь из бака по трубопроводу в карбюратор затем в двигатель и ищите причину поломки". То же самое я читал про фотографию. Станьте плёнкой, вы в коробке камеры за затвором, на затворе уже лежит перевёрнутое световое изображение из объектива, вас нельзя пережигать.. вы чувствительны к определённому спектру и после экспозиции и проявки покажете совершенно не то что видит глаз, а только то что вы лично можете согласно вашей характеристической кривой. Есть даже термин такой в фотографии- визуализация, т е сразу видеть готовый отпечаток определённого размера до нажатия кнопки. Это и есть интуиция, основанная на опыте. А повар не так действует? А художник, портной, лётчик или музыкант? Есть тонкости в каждой профессии но есть и общее- паттерн один и обусловлен он законами нашей нервной системы, которые есть прямое отражение тех же законов Вселенной. Только и делов, чудо существует для неграмотных и случайно вы только башку разобьёте и то это будет вполне закономерный результат.
Во время ВОВ самые уязвимые были штурмовики ИЛ-2, многое зависело от стрелка задней полусферы. Он стрелял из пулемёта через свой хвост по наседающим истребителям.В конструкции турели был механический шаблон контура хвостового оперения,заранее пристрелянный на полигоне к конкретной машине-когда пулемёт подводил трассу к хвосту, срабатывал прерыватель огня и пулемёт не стрелял, т е была мёртвая зона,про которую враг знал и где мог "сидеть" и безнаказанно стрелять. Стрелки высокого класса снимали этот шаблон и имели возможность в трудную минуту достать врага в мёртвой зоне ценой очень точного повреждения своего оперения без потери лётных качеств.Насколько же надо было уметь стрелять и знать конструкцию своего самолёта, чтобы лупить всё время без шаблона-вот с этой интуицией они и прошли всю войну. Случайности задней полусферы их миновали. За случайности передней отвечал пилот-там были другие тонкости профессии.
Для фотографов и художников добавлю отдельно-скажите спасибо что вы не за пулемётом и у вас нет никакой опасности для жизни.Вы даже не инженеры и никто не спросит с вас что ваша композиция не работает.Тогда не требуйте денег,никто вам ничего не должен.
сумерки Богов