Интересно сравнить глаз,как оптический прибор с фотокамерой и сенсорами других органов чувств человека и животных.
http://konevin.livejournal.com/11929.html-здесь говорилось о там как по разному видят мир глаз человека,животных и плёнка.Кванты света,фотоны разной длины волны и энергии распространяются в межпланетном пространстве с одинаковой скоростью,а в разных средах их скорость зависит от длины волны,хотя сама частота колебаний в этих средах не менятся.Это эффект преломления света средой и эффекты отражённых от предметов лучей света-с ними и имеет дело глаз и плёнка.Казалось-что это даёт? Тем не менее фотографы часто используют более широкий диапазон плёнки относительно глаза и открывают невидимое.Снимки на рентген плёнку или видел в Tate Modern фото блохи через электронный микроскоп под 2 метра-там видны были даже шрамы этого монстра.
Первый пртотип глаза животных появился около 600 млн.лет назад и впоследствии достиг удивительного совершенства.Интересно сравнить два графика чувствительности глаза и хлорофила растений к спекру(цвету)-
РИС.1.Хлорофил растений поглощает синий и красный кусок срезанного атмосферой Земли спектра и отражает его жёлто-зелёную часть,которую максимально способен улавливать глаз человека,как представителя высших животных.Эти графики показывают абсолютную зависимость животного мира от растительного-мы и отчасти наша эстетика настроены эволюцией на поиск растений,как необходимой пищи.Абсолютные вегетарианцы должны отказаться от растений и умереть от голода а те фотографы,которые хотят заставить плёнку видеть как глаз,должны не снимать с объектива жёлто-зелёный фильтр.Фильтры-мощное оружие для ЧБ-как в детстве мир через цветное стекло.
http://konevin.livejournal.com/13854.html ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ ОЩУЩЕНИЙ.
1. Всякое раздражение зрительного нерва(механический удар,электрилизация глазной области..) воспринимается нами как свет.Даже перерезка зрительного нерва вызывает ощущение яркой вспышки.Слуховые нервы производят при всех воздействиях только ощущение звука.Вкусовые ощущения появляются при любых раздражителяхЭто закон Мюллера о "специфических энергиях" органов чувств от 1826 года.Но есть отличия,например,сложный составной цвет глаз воспримет как новый оттенок,в то время как составной звук будет различим ухом как разные звуки.Здесь уже есть основания признания музыки как высшей формы искусства.
2. Всякое зрительное,слуховое...ощущение мы относим во внешний мир.Даже субъективные ощущения,вызываемые механическим воздействием на сетчатку предстают в нашем сознании как световые явления в лежащей перед нами перспективе.Отсюда физиологическое основание прямой перспективы детей и истоков культуры человечества.При попадании в необычные условия-горы,пустыня.. или при рассматривании оптических иллюзий мы ошибаемся из за стереотипов восприятия перспективы.В фотографии, как плоской модели мира, приходится вводить фигурку человека или знакомого предмета в кадр для "масштаба" изображения или,наоборот,полностью исключить все знакомые предметы для создания незнакомой,сюрреалистической картинки.
Если проследить эволюцию глаза,то можно увидеть сначала просто фоторецепторы в ямке на коже,потом пин-хоул камера,затем она заполнилась водой из моря,первая линза и затем довольно сложная оптическая система.-
РИС.2 Глаз.
Не вдаваясь в анатомию и десятки приспособлений,можно сказать,что оптическая система глаза состоит из трёх основных элементов-1.роговица,2-хрусталик с ирисом или диафрагмой между ними,3-стекловидное тело,из которых только хрусталик обладает возможностью фокусировки перевёрнутого изображения физического объекта внешнего мира на сетчатке.Хрусталик имеет переменную плотность и вместе с маленьким размером "камеры" успешно борется с хроматическими аберрациями,не говоря о возможности "срезать" губительную для сетчатки ультрафиолетовую часть спектра.Фотографии до этого ещё далеко.
Физический объект выражен точками разного размера,чтобы подчеркнуть факт существования фотонов разной энергии и цвета в виде отражённых от предметов лучей Солнца.
Справа на рисунке -развёртка сетчатки с двумя главными частями:
1.ЖЁЛТОЕ ПЯТНО с центральной ямкой и слепым пятном.Изображение стрелки чуть вышло за его пределы на рисунке.Жёлтое пятно обладает цветным зрением с мах.в центральной ямке-это всего один градус по углу зрения,а слепое пятно-место отсутствия сенсоров по причине формирования там зрительного нерва.
Жёлтое пятно или ЖП имеет около 7 млн. колбочек трёх типов диаметром 6 микрон,реагирующих по отдельности на красные,зелёные и фиолетовые фотоны.Позже увидим что колбочек не только смешно мало сравнимо с палочками периферии сетчатки,но они ещё и гораздо толще и делить их число 7 млн.придется на три-они все вперемешку формируют изображение.Точно так же производители цифровых камер сообщают вам ОБЩЕЕ число пикселей,а его надо делить на 4 для получения истинного числа пикселей,создающи
х изображение.
РИС.3. Чувствительность разных колбочек жёлтого пятна чветного зрения сетчатки глаза человека и его суммарный отклик.
На рис.3 видно неравномерность чувствительности разных колбочек сетчатки.Любое нарушение этого тонкого баланса ведёт к нарушениям цветного зрения,самое известное из которых дальтонизм.Тут надо заметить что нарушения эти стабильно держится около 20 процентов населения,что вызывает вопрос о целесообразности этого явления в эволюции.Пока только сотрудники NASA доказали что люди с нарушениями цветовосприятия видят камуфляж в пространстве,т е могут распознать мимикрию животного и растительного мира.Звучит целесообразно и очень.С моей стороны добавлю такое наблюдение.Поступал я в МУХу в Питере и проходил там тест" Ishihara color vision test "(сейчас можете сами в Гугле пройти на мониторе)-такая книжка с пуантилистическими картинками по мере прочитывания всё тоньше и тоньше оттенки запутаны.Вроде там было 100 картинок и я добрался до 95 и пожилая доктор окулист восхитилась а потом огорчилась при сообщении ,что поступаю я на скульптуру.Почему?-удивился я.И выяснил,что по какому-то закону компенсации чего то,все с нарушениями цвета рвутся в живопись именно."Поступайте на живопись" упрашивала она-"ведь там все слепые,друг за друга сдают тест с трудом и до половины книжки не доходят". Вот тогда возникло у меня подозрение насчёт окружающих.Стою в музее и сам сомневаюсь.Не в себе-в художнике тоже.Неплохо было бы всех кураторов,участников и особенно членов худкомитетов прямо в выставочном зале проверять на цветовой тест,как на Библии.Всё таки 20 процентов-огромная цифра и ведь их то туда и тянет,ну как коротышек к власти,например.Или какой авангардист с дикими цветными картинками- не лечат таких пока.. Цветное зрение служит для регистрации движений объекта и измерении расстояний в дневное время,т е для охоты за едой-тут и работает бинокулярное зрение.Заяц не видит цвет а два глаза ему нужны для более широкого поля зрения-он не хищник и вынужден их остерегаться.
2.ПЕРИФЕРИЙНАЯ ЧАСТЬ сумеречного зрения сетчати.Это самая большая часть нашего зрения.100 млн.палочек(против 7 млн. колбочек ЖП,поделённых на 3) диаметром ДВА микрона (сравните с 6 мик колбочек ЖП). Палочки цвет не видят, но при изменении освещённости от дня к ночи чувствительность колбочек возрастает лишь в несколько ДЕСЯТКОВ раз,чувствительность же палочек увеличивается в полной темноте в СОТНИ ТЫСЯЧ раз.Периферийная часть имеет мах.плотность вокруг ЖП и способна считать единичные фотоны света.Ночные животные имеют только палочки.Это мы подходим уже к механизму адаптации глаза при различных освещённостях.Глаз то адаптируется а вот цветная плёнка не может так,она рассчитана на определённый дневной баланс цветов,который практически никогда точно не существует и при изменениях освещённости или ламп вообще с катушек слетает.На плёнку как и на слайд,вообще в студии снимают идеально.Капризная она. Периферийная часть при охоте человека и в жизни занимает пост сторожевого-её функция заметить слабый сигнал , привлечь внимание ЖП и предупредить его об опасности.Именно эта часть используется при рассматривании ЧБ фотографий и она доставляет наслаждение тренированному глазу эстета. Ясно,что механизмы восприятия цвета и ЧБ совершенно разные и фотографии тоже-что хорошо в цвете,совсем никуда в ЧБ.Между прочим, ЧБ выставляют в приличных галереях при специальном,более слабом освещении,не так, как цвет, Если вы учились академическому рисунку,то, наверное, слышали выражение-"Смотрим на глаз а рисуем ухо." Я к тому,что периферийное зрение в искусстве важнее цветного,центрального.Это физиологическая база искусства.Нет там физиологических отклонений и все люди равны,только развивать это надо.
Терерь про адаптационные механизмы глаза.Самый первый ИРИС или диафрагма- меняется в 16 раз диаметром от 2 мм до 8 мм.Расширенные зрачки создают мистическое притяжение и в древности красавицы использовали специальные средства типа беладонны травы, шастались по танцам и слепли как кроты.При фото портрета это первое дело-добится расширения зрачков-ведь на практике мы несчастную модель освещаем а сами в тень.Я применяю часто кусок чёрного бархата метра полтора на полтора,прочитал как в старых студиях камеру просто в дырку с бархатом просовывали и снимали освещённую жертву. Модель смотрит на бархат и зрачки расширяются.Старые книги полезно читать.
Но самый крутой адаптационный механизм глаза зарыт на дне сетчатки.В это поверить трудно,но это так. Фотоны влетают в глаз и проходят сетчатку НАСКВОЗЬ до самого дна.Не вдаваясь в детали, они проходят верхний слой кровеносных сосудов.Потом пролетают вдоль не так уж плотно набитых палочек и колбочек, длинных настолько не соизмеримо их длине,что их можно сравнить с небоскрёбом с сотней этажей и только потом попадают на дно сетчатки с чёрным пигментом химического состава.Фотоны отражаются от слоя чйрного пигмента и только теперь регистрируются открытыми внутрь трубочками и колбочками.Этот пигмент меняется -он уходит в полной темноте на своё дно и увеличивает свою отражательную способность до мах. а при ярком свете поднимается с дна и поглощает "лишние" фотоны,отражая лишь единицы из них.Всё таки для глаза главное-регистрация контуров предметов,относительной разницы их освещённостей.Напоминает весьма приблизительно работу противоореольного слоя плёнки.Тут остаётся снова вспомнить про глаз осьминога,который есть сплошная загадка эволюции-у него не только 8 конечностей,но и рецепторы направлены к свету.
Теперь немного о том как глаз работает.Он реально сканирует изображение за счёт быстрых микродвижений.Существуют приборы,записывающие их.Сначала глаз делает быстрые скачки по "большой форме" изображения с целью узнавания и оценки ему ведомых деталей,только потом не по разу пляшет вокруг этих деталей.Создали прибор,который двигал изображение сообразно движениям глаза и в этом случае глаз ничего не видел.Здесь интересно важность видения этой "большой формы",которую развивала старая школа рисунка и которая полностью отсутствует сегодня.
В чём суть всего этого сканирования? Из музыки изестно,что гармонические тона-те, которые отличаются друг от друга целым числом отношений.Если отношение не целое-возникают биения звука,которые создают диссонанс.Дело в том что после получения сигнала тратится химическая энергия сенсора,на восстановление которой требуется определённое время.Если следующий сигнал приходит на восстановившийся сенсор,то он регистрирует его с удовольствием,если раньше времени восстановления-вообще не реагирует.Именно поэтому дребезжащий звук для уха или мерцающее пламя свечи производят утомление и вызывают сонливость.Вкус также притупляется,как и поглаживание по коже.Поэтому мутная,нерезкая фотография без резких контуров утомляет зрение и производит нериятное впечатление.Точно также сильный сигнал,яркая вспышка или удар в гонг могут погрузить в сон,все сенсоры мгновенно устают и не реагируют более.
Интересно заметить как при усыплении пропадают различные чувства.Сначала засыпает вкус-во сне мы видим стол с едой и даже едим но вкуса не ощущаем совсем.Потом засыпает зрение и только потом слух.Произнесённое имя может нас внезапно пробудить.
Использовались труды Гельмгольца,Вавилова-труд "Глаз и Солнце",теория музыки и органов чувств из Учебника по самообразованию в 4 томах от 1900 года,старинные монографии по фотографии а также многие современные статьи по физиологии.Синяя Тетрадка учавствовала на равных правах.