Сэлинджер и мессенджер «Этот его опыт затворничества доказывает, что человеку нельзя без людей, или все-таки он привел к созданию шедевров?.. Если угодно, это один из главных вопросов мироздания. Потому что если художественная ценность новооткрытых текстов Сэлинджера окажется ничтожна - это будет сильным свидетельством в пользу коммуникабельности… А если выяснится, что он там один указал пути литературе XXI века и, отрешившись от суеты, создал нечто исключительное - это будет мощнейший аргумент в пользу одиночества и независимости, еще одно обвинение эпохе массовых коммуникаций, всеобщей прозрачности и нарастающего диктата социальных сетей»
(Дмитрий Быков. Джером Сэлинджер // Дилетант, №2, 2014)
«Времена сэлинджеров закончились ровно тогда, когда началась эпоха мессенджеров - в 2010-е. Будучи их заложником, писатель может освободиться от текста, но не от читателей, чьё рассеянное внимание льстит каждому. По сути фэйсбук заменил писателям музу, от которой так просто не отделаешься. Так что редкие признания героев цифрового детокса наивны - они напоминают анекдот про Жана и Жаннетту на необитаемом острове: через полгода она ему надоела, и он её убил, ещё через полгода она надоела ему окончательно, и он её закопал. Далеко не всякий писатель отваживается наложить руки на свою музу-жанетту»
(Сергей Оробий. Закопать Жанетту //
http://www.lit-ra.info/, 3.5.2018)
27 января - десять лет со дня смерти Сэлинджера, с уходом которого закончилась эпоха литературных затворников. Писатель оставил после себя не только неизданные пока тексты, но и вопрос, который Дмитрий Быков сформулировал так: «Этот его опыт затворничества доказывает, что человеку нельзя без людей, или все-таки он привел к созданию шедевров?.. Если угодно, это один из главных вопросов мироздания». Этот вопрос на повестке прямо сейчас, потому что времена сэлинджеров сменились эпохой мессенджеров. Будучи их заложником, писатель может освободиться от текста, но не от читателей, чьё рассеянное внимание льстит каждому. По сути фейсбук заменил писателям музу, от которой так просто не отделаешься, и редкие демарши героев цифрового детокса выглядят наивно.
Или нет?
Насколько полезен писателю опыт затворничества?
Согласны ли вы признать фейсбук своей музой? На что он вдохновляет?
Что отняли соцсети у литературы - и чем она соцсетям обязана?
Кого читать в русскоязычном фейсбуке? Назовите только одно имя.
На вопросы отвечают
Александр Снегирев
Сергей Носов
Роман Арбитман
Александр Генис
Александр Иличевский