НИЧЕГО ЛИЧНОГО
(Борис Акунин. Не прощаюсь. - М.: Захаров, 2018)
Итак, последний роман о Фандорине. Начнем со спойлеров. После рокового выстрела в голову летом 1914-го Эраст Петрович, разумеется, остался жив, хотя и впал в кому. Таким образом он проспал и мировую войну, и революцию, однако очнувшись в 1918-м сразу оказался в гуще событий. Перед нами тот самый роман о Гражданской войне, который был обещан с конца 90-х - и да, это последний из романов.
Почему же по щеке не бежит скупая мужская слеза? Ну, прежде всего, это не лучший роман серии, да и не детектив вовсе. По исполнению - проходная вещь: где-нибудь под номером восьмым была бы как раз, но в качестве финала целой саги - увы. Но я хочу позлорадствовать не над автором, а над читателями. Сам-то Акунин много раз признавался, что не имеет претензий быть «высокой словесностью», что играть в массовую литературу ему куда интереснее. Задумав двадцать лет назад эту историю, он честно обговорил условия, заключил с читателем договор, причем в буквальном смысле - на 15 книг. С самого начала все знали, что фандоринская серия конечна, но чем ближе к развязке, тем суперменистее, джеймсбондистее становился главный герой - и тем сильнее разочаровывал привыкших к нему читателей, для которых и поэт в России больше, чем поэт, и Фандорин - больше, чем Фандорин. «Акунин некоторым образом и не какой-то там чужой ремесленник - все же мы наблюдаем за его Фандориным скоро уж полтора десятилетия, и не просто наблюдаем, а сделали в этот проект эмоциональные инвестиции», разводил руками после «Черного города» критик Лев Данилкин.
А ведь всезнающий сыщик и задуман был как идеальный персонаж, джеймс-бонд-из-пробирки, рецепта клонирования никто не скрывал. И если вы считали годы-месяцы-дни до выхода этой книги, а потом с замиранием сердца листали страницы - если так, то, строго говоря, это ваши проблемы. Фандорин - не Татьяна Ларина, которая, пользуясь пушкинским невниманием, «замуж выскочила». Он всегда оставался достаточно «картонным» или, скажем мягче (и буквальнее), бумажным. Nothing personal, it’s just business. Фандорин - Голем, оживленный не автором, а читателями.