«13-й апостол», или Инкарнации

Jun 07, 2016 23:08

Книга Быкова о Маяковском хороша. И о Пастернаке - тоже хорошая книга. И, наверное, об Окуджаве, хоть она меня и оставляет равнодушным. Только они не о Пастернаке, Маяковском и Окуджаве. Они - об особом типе отношений поэта и власти.

«Быков, конечно же, претендует на ту единственную "вакансию поэта", которую предоставляет начинающаяся сейчас "эпоха заморозка"... он разглядывает Пастернака как свое предыдущее воплощение», - писал про "Пастернака" Лев Данилкин, а сам автор в другое время и другому собеседнику объяснял: «в эпохе заморозков есть ниша медиатора между властью и обществом. Эту нишу пытался заполнить и заполнил на короткое время Пушкин. Пастернак ее прикидывал в "Стансах". "И те же выписки из книг и тех же дел сопоставленья" - он чувствовал себя немного Пушкиным». Из другого обсуждения: «Но есть у меня сомнение сильное... я иногда думаю, не Маяковский ли инкарнация Пушкина».

Итак, в эпоху заморозков потребна фигура медиатора между властью и обществом - и появляется писатель, обладающий способностью «истину царям с улыбкой говорить», демонстрирующий владение разными жанрами и стилями, творческий протеизм... В XIX веке это Пушкин, в XX-м - Пастернак (и Маяковский, и Горький - см. «А был ли Горький?»), в XXI-м...

Короче: Быков - это Пушкин сегодня.

hypothesis, маяковский, реинкарнации, быков, нон-фикшн

Previous post Next post
Up