Редкий случай: дерзко соревноваться с самим Гоголем на его же территории - и не проиграть: вторая поэма в прозе по блеску не уступает первой. В этом произведении легко обнаруживают другие жанры, и все - экзотичные, как веничкины коктейли. Так, Дмитрий Быков полагает, что «Москва-Петушки» написана в жанре одиссеи.
Реплика же Льва Оборина привела к мысли о другом, но тоже экзотичном жанре: «Москва - Петушки» - литературный стенд-ап.«Это монолог актера, который из комика превращается в трагика; монолог, неясно кому рассказанный (задумайтесь, кому можно что-то рассказать после того, что происходит в финале?)... В лучших монологах, к примеру, стенд-апа так и бывает: какой-то незнакомый вам человек рассказывает историю о себе, о своих знакомых, о своих проблемах - с чего, казалось бы, вы должны его слушать? Но если актер по-настоящему хорош, вы слушаете и забываете, что у этого рассказа должна быть какая-то цель», - пишет Оборин.
Тут же придумалась тема, допустим, доклада: «Ерофеев, Довлатов, Гришковец: генеалогия литературного стенд-апа». Из тезисов: 1. Стенд-ап Ерофеева и Довлатова как модификация сказа Лескова и Зощенко. 2. Генезис стенд-апа как переход от сложных литературных игр к обытовлению, сопровождающийся постепенным отрезвлением рассказчика: пьяница Веничка → периодически впадающий в запои герой Довлатова → трезвый герой Гришковца.