Как сделаны романы-победители-2015

Dec 11, 2015 12:07





Не будем преувеличивать: вряд ли тут складывается какой-то «пазл» или пальпируется «некая тенденция» - единственная (отрадная) особенность в том, что оказавшись теперь на одной книжной полке, фавориты-2015 обнаружили приятную несхожесть.

Лидер «Нацбеста» - типичный «петербургский роман» как он есть: остроумный, меланхоличный, с чудными героями и миражной интригой. На фоне всех «ненастий», затопленных деревень и замерзающих городов, коими изобилует современная проза, носовская история с истинно петербургским достоинством держится особняком.

С устройством романа-фаворита «Большой книги» все понятно (и мы о нем больше говорить не будем) - а вот о поэтике букеровского победителя стоит порассуждать подробнее. «Вера» вызывает сложное чувство недоумения и заинтересованности, и я до сих пор не могу от него отделаться. А тут еще встретил в фэйсбуке жесткое суждение Майи Кучерской:«"Вера" - никак не притча, но и не реалистический роман в классическом смысле, однако и не постмодернистский текст - для этого ему недостает игры и веселья. Нет, это с формальной точки зрения грамотно выстроенный умственный конструкт, в котором нет ничего и никого живого»
И вот я думаю: так это или не так? Разве - «ничего живого»? И - настораживает перечень отрицаний: не притча, ни то, ни се... А может, как раз что-то новое, еще не названное, не получившее жанровой маркировки в литературном супермаркете?

Итак, «петербургский« роман, сериальный квест о лагере и роман без прописки. На любой вкус.

итоги года, премия русский букер, снегирев, премия большая книга, отечественный фикшн, hypothesis, итоги-2015, кучерская, премия нацбест, носов, о бедном романе замолвите слово, яхина

Previous post Next post
Up