Сериальность прозы

Nov 04, 2015 16:25

Сериальность прозы (классической, вроде романов Достоевского и Диккенса, современной, как "Ненастье", "Зулейха" и "Обитель") и литературность телесериалов (типа "Breaking Bad") - встречные процессы. И должны рассматриваться в одной связи (массовое сознание ведь воспринимает сериалы как нечто бесконечное, как условную "санту-барбару" - нет, настоящий сериал есть цельная законченная история с просчитанным ритмом).

Но вот в чем дело. Русские писатели XIX века владели сериальными техниками лучше, чем русские писатели эпохи бесплатного вайфая. Например, в "Обители" Прилепин обыгрывает идеи Достоевского (иногда "обыгрывает" в прямом смысле - напр., в сцене, где Артем Горяинов дурачится на перекличке, называясь именами братьев Карамазовых), эти влияния отмечены - но куда интереснее исследовать достоевско-сериальное влияние в области формы. Побольше поговорить о природе сюжетной занимательности прилепинского романа. Природа ее неоднозначна. Раз уж литературные и киноаналогии весьма последовательны (описывают-то они одну реальность, одну картину мира), "Обитель" в литературе я бы сравнил с "Утомленными солнцем-2" в мире кино; это своего рода «Один день Ивана Денисовича», экранизированный Никитой Михалковым.

*****

Вот, кстати, интересный доклад Генри Лайона Олди о том, что читатель фантастики отторгает литературные средства выразительности ("красивости") и предпочитает кинематографические.

прилепин, олди, кино

Previous post Next post
Up