Портрет явления

Mar 12, 2015 21:11


Есть старая (1978) теория Михаила Эпштейна о соответствии прически писателя направлению его творчества: романтизм усат, реализм бородат, классицизм брит.«Перебирая на днях портреты русских писателей, я поразился тому, как во многих случаях внешний облик точно соответстует направлению творчества. Писатели романтического типа - Лермонтов, Гоголь, Горький - с усами: в них напор на жизнь, устремленность к идеалу, воинственность, жажда борьбы, исправления недостатков, переделки действительности. Напротив, у писателей с бородами: Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Пришвина - углубленное постижение жизни, обращение к ее вечным, непреходящим основам, проповедь сближения с природой, смирение, любовь к ближнему. Наконец, бритые писатели, с гладкими лицами - те, что своим творчеством несут государственную службу. Таких больше всего в 18-ом веке: Ломоносов, Фонвизин, Радищев, - и в ХХ-м: Маяковский, Фадеев, Твардовский. В грубом упрощении: романтизм усат, реализм бородат, классицизм брит»
Попробуем с этой точки зрения проанализировать портрет одного из ключевых авторов современности:


На первый взгляд, портрет Прилепина с точки зрения эпштейновской теории противоречив: голова брита наголо, а вместо классической бороды - трехдневная щетина. Однако противоречия - это основа творческого поиска, и анализу портрет все же поддается. Совсем без бороды нельзя, намек на бороду - это намек на то, что Прилепин как художник, безусловно, тяготеет к классическому реализму (углубленное постижение жизни, обращение к ее вечным, непреходящим основам и пр.). Но в то же время очевидно, что своим творчеством З.П. в какой-то степени ведь несет и государственную службу - а потому, по традиции русской литературы, брит. Таким образом, общее направление творчества Прилепина, как говорится, налицо.

прилепин

Previous post Next post
Up