Главное премиальное событие недели: роман Маргариты Хемлин «Дознаватель» назван лучшим постсоветским детективом по версии премии «НОС». Это хорошая реклама очень хорошего романа. Расскажу о «Дознавателе» поподробнее.
Рекламируют «местечковый детектив из послевоенной жизни», но это лишь «вершина айсберга». Время и место действия: Украина, начало 1950-х, Чернигов и местечковые окрестности. Михаил Цупкой, фронтовик, а ныне дознаватель, по собственной инициативе расследует уже закрытое убийство Лилии Воробейчик, почему-то не дающее ему покоя. В ходе расследования ему приходится иметь дело с многочисленными лицами еврейской национальности, которых прямодушный и простоватый Цупкой откровенно недолюбливает. Собственно, весь ход расследования излагается самим дознавателем, и это очень важно: стиль его рассказа - совершенно зощенковский, канцелярит пополам с казёнными сводками, виртуозно автором воспроизведённый. Неуклюжий стиль рассказчика и неповторимые украинско-еврейские типажи - главные составляющие романа, но также и главные отвлекающие маневры: все загадки здесь так или иначе связаны с недавней войной и личными трагедиями, с еврейским бытом и борьбой с космополитами, с любовью и страхом; тут все подозреваются и сами чувствуют свою тайную, ноющую вину. «Дознаватель» - детектив с классической, но тщательно замаскированной интригой: по форме - колоритное бытописательство, на деле - «агата кристи». Эксклюзив; любые ретродетективы - хоть Акунин, хоть Чиж - на фоне этого романа выглядят более или менее удачными поделками.
P.S. В номинации «НОСа» смущает только слово «постсоветский», ассоциируемое скорее с 90-м годами; в этом смысле типичный постсоветский детектив - это всё-таки Маринина с её Настей Каменской. Ну а «Дознаватель» - больше, чем детектив. В классическом детективе злодею, прижатому к стенке неопровержимыми доказательствами, не всегда дают возможность оправдаться. Так вот, «Дознаватель» - роман оправданий. Прочитаете - увидите.