Пригов: шесть лет сегодня

Jul 16, 2013 02:57


Дмитрий Александрович Пригов был автором огромного количества «текстов»: стихотворений, прозы, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Но главным итогом творчества «деятеля культуры», как он себя называл, стало не написанное или начертанное, а нечто в семиотическом смысле - система координат, интеллектуальный механизм, срок эксплуатации которого, как теперь выясняется, очень высок.

По-моему, самое важное понятие Пригова из всех, им сформулированных, - понятие культурной вменяемости: Следует учесть и то, что опыт - только одна из составляющих творчества. Никакой опыт не поможет, если у тебя просто нет дара, склонности к данному виду деятельности. Далее следует упомянуть дар культурной вменяемости. Будь ты звериной одарённости в живописи и работаешь каждый день, но если ты не понимаешь, в какое время ты живёшь и что за культурные процессы происходят, то так ты и останешься невнятным художником, непонятно с чем работающим.[1]
Пригов любил рассуждать о невиданном ускорении культурных процессов в наше время, якобы не позволяющем, как бывало ранее, состояться ничему высокому. Сейчас, любил повторять он, парадигмы меняются каждые пять-семь лет, а скоро, видимо, культурный возраст будет совпадать с изобретением нового компьютерного чипа: В наше время кончаются три больших проекта, как мне кажется. <…> Первый проект - это, конечно, большого секулярного искусства, начатого Возрождением, второй проект - это проект просвещенческий, и третий проект - это проект авангардно-утопический. <…> Поскольку три эти проекта сошлись в конце в одной точке, это создаёт ощущение предельной почти трагичности и прижатости человека к истончающейся антропологической основе.[2]
В 2001 г. Михаил Эпштейн издал «Манифест протеизма» [3]. В этой статье утверждалось ощущение исчерпанности прежней постмодерной парадигмы и радикальной начальности нового века. Более конкретно это «прото» расшифровывалось как протоангелическое; по мнению Эпштейна, тема ангелов становится актуальной в современной эстетике - происходит истончение всех материальных структур и превращение биологического тела в информационное тело. Любопытно возражение, высказанное по поводу этой идеи Приговым: Правильно, в преддверии нового, как правило, появляются крупно-агрегатные предвестники. <…> Действительно, ангелическое - но это немножко из старого, такие летающие кареты Жюля Верна. Когда явится новое, оно явится простым, как мычание. Оно не потребует никаких метафор, как «ангелическое» и прочее. Это, действительно, провозвестие, которое очень трудно улавливается и является в образах старого, но в нём наиболее тонкая, прозрачная основа, через которую можно хоть как-то если не увидеть, то почувствовать будущее.[4]
По Пригову, действительно ценная художественная интуиция заключается в другом: Все делают упор на разнообразие культур, а проблема не в этом. Проблема в том, что в преддверии нового очень важно оказалось, что художник существует не в multicultural, а на этих границах. Он есть модуль перевода из одного состояния в другое. <…> Утопии других миров - это просто наиболее акцентированная проблема модулей перевода. Причём перевода не обязательно вербального, но и телесного, и агрегатных состояний. <…> Очищение художника и вообще человечества от телесности, её «перекодирование» в модус транзитности. <…> В этом модусе транзитности гораздо легче сделать шаг в Другое, чем со всей своей предыдущей телесностью, коммунальными телами, художественными телами, я даже не говорю про физиологические тела.[5]
(Любопытно, как бы Пригов воспринял сегодня идеи трансгуманизма? Вероятно, успешно бы их освоил в рамках своего «проекта»: идея «новой антропологии» увлекала его ещё с конца 1990-х)

По мнению Пригова, во время всеобщего ускорения художник - оператор перехода, тот, кто «работает с самими модулями перехода от одного языка искусства к другому» [6]. «Но счастлив тот, кого дух времени избрал для своего явления и представительства!» - восклицал он.

----------------------------

[1] Пригов Д.А., Яхонтова А. Отходы деятельности центрального фантома // Неканонический классик Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007): Сборник статей и материалов / Под ред. Е. Добренко и др. М., 2010. С. 78.

[2] Дмитрий Александрович Пригов - Михаил Эпштейн: «Попытка не быть идентифицированным» // Неканонический классик… С. 61.

[3] Эпштейн М. Debut de siècle, или От пост- к прото-: Манифест нового века // Знамя. 2001. № 5.

[4] Дмитрий Александрович Пригов - Михаил Эпштейн: «Попытка не быть идентифицированным» // Неканонический классик… С. 61-62.

[5] Там же. С. 63. Курсив автора.

[6] Шевелев И. Песнь до востребования: Рынок диктует художнику выбор позиции (интервью Д.А. Пригова) // Российская газета. 2005. 27 мая. № 3781.

пригов, память, выбранные места

Previous post Next post
Up