Читая в разных аудиториях курсы по современной русской литературе, замечаю одну особенность: после лекции подходят слушатели, задают вопросы, благодарят и - переходят вдруг на доверительный полушёпот:
- Скажите, вот есть такая книжка Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», я проглотил(а) за ночь, оторваться не мог(ла) - а она правда хорошая? что об этом думают филологи?..
Спрашивают и школьные учителя (например, про Дину Рубину), и студенты, последние - про фэнтези и другие популярные юношеские книжки: а это правда интересно? не стыдно читать?
Любопытный, если разобраться, феномен: книжки в свободном доступе, читатели от них оторваться не могут… но всё же, по старой школьной привычке, требуется мнение некоего Экспертного Сообщества, в роли которого, например, в такие минуты вынужден выступать слегка растерянный ваш-покорный-слуга. Если текста нет в школьной программе, то он вне закона? требуется специальное разрешение?
Иногда я впадаю в искушение и посреди лекции говорю:
- Дорогие друзья, а давайте обсудим отличие ранних книг Татьяны Устиновой от сегодняшних: не кажется ли Вам, что в них… мм, некоторым образом утрачена динамичность сюжета?...
И впрямь: почему не обсудить?