Несмотря на отсутствие масштабных боевых действий, ситуация в районе Нагорного Карабаха продолжает оставаться достаточно напряженной.
За период с 28 по 30 апреля Министерство Обороны Нагорного Карабаха неоднократно сообщало о нарушении режима перемирия азербайджанской стороной. В частности, фиксировалось усиление боевых позиций азербайджанской армии, размещаемых в приграничных с линией соприкосновения жилых районах. Со стороны Азербайджана фиксировались артобстрелы с применением миномётов различного калибра, включая 60-, 82- и 120-миллимитровые.
Есть сведения о пострадавших и жертвах среди мирного населения: как минимум, двое человек скончались, один в состоянии тяжёлой контузии продолжает находиться в больнице. В пятницу также поступила информация о двух погибших военнослужащих армии Нагорного Карабаха.
Необходимо отметить, что резкое обострение ситуации в районе Нагорного Карабаха началось 2 апреля 2016 года. Большинство представителей мирового сообщества выступили с призывами к прекращению огня.
5 апреля по инициативе Москвы состоялась встреча представителей министерств обороны Армении и Азербайджана, по результатам которой были достигнуты договоренности о прекращении огня: с соответствующими заявлениями о перемирии Армения и Азербайджан выступили в этот же день, в 11 часов утра по московскому времени.
В контексте вышеприведённых событий обращает на себя внимание позиция Турции, фактически нацеленная на эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе. Так, пребывая в США с официальным визитом, президент Турции 3 апреля сделал заявление, в соответствии с которым пожелал азербайджанской стороне "победы с наименьшими потерями".
Следует также отметить, что последние действия Турции вообще способствовали существенному усилению напряженности в мире. В ноябре 2015 году Турцией был сбит российский самолёт. В декабре 2015 г. были в одностороннем порядке нарушены территориальные границы Ирака, куда были введены турецкие военные подразделения. В настоящее время турецким правительством проводится силовая операция против жителей курдских провинций, которую многие рассматривают как новый геноцид, теперь уже в отношении курдского населения. Одновременно, осуществляется жестокое преследование представителей местных СМИ за позицию, не совпадающую с политикой Эрдогана.
За обострением ситуации в Нагорном Карабахе также явно прослеживается Турецкий след. Нагнетая ситуацию между Арменией и Азербайджаном, Турция делает попытку решить одновременно несколько задач. Первой из которой, безусловно, является увеличение своего влияния на Азербайджан, испытывающий в настоящее время явные экономические трудности.
Уже на протяжении достаточно длительного периода времени турецкая правящая верхушка не скрывает своих экспансионистских целей в отношении Азербайджана. Какое место будет уготовано Азербайджану в случае реализации турецких планов, в "новой" эрдогановской Турции - большой вопрос. Можно со всей уверенностью сказать, что явно не первое, а судя по всему стандартное место для периферийного по отношению к "центру" (расположенного в Анкаре) региона с правами "бедного родственника", имеющего существенные языковые и религиозные различия по отношению к самой Турции.
В настоящее время турецкая элита пытается тривиально купить азербайджанскую, играя как раз на ухудшении экономического положения Азербайджана, обещая определённого рода заимствования. Это гораздо вернее в текущих реалиях, чем специфическая игра на религиозной и культурной близости Азербайджана и Турции, которая весьма и весьма сомнительна.
В религиозном плане преимущественно шиитский Азербайджан достаточно далёк от суннитской Турции. В историко-культурном плане народ Азербайджан гораздо более близок к народу России, с которым он жил в общем государстве фактически, как минимум, на протяжении последних 2-х веков. В этническом же плане современный Азербайджан фактически не отличается от Армении, народы которых поставил по разные стороны баррикад лишь искусственно созданный конфликт, спровоцированный не без участия стран Запада.
Кроме того, маловероятно, что само по себе участие в военном конфликте не будет иметь негативного последствия на экономику Азербайджана, не самое лучшее состояние которой неоднократно отмечено выше. Помимо всего прочего, на другой чаше весов лежат реальные жертвы в том числе среди населения и военнослужащих Азербайджана, и не только.
В связи с вышеизложенным, непосредственно для самого Азербайджана, участие в турецкой авантюре несёт значительные негативные последствия.
Что же касается самой Турции, помимо фактически экспансионистской политики в отношении Азербайджана, её очевидной целью является также усиление напряженности в приграничных с Россией районах.
Вопрос в том, хватит ли правящего турецкого клана, и лично Эрдогана, на много фронтов? Во-первых, вести войну с курдами, как у себя внутри, так и во вне, во-вторых, пытаться оказывать поддержку боевикам ИГИЛ, с которыми налажены торговые связи, одновременно пытаться снизить террористическую угрозу, в третьих, пытаться поддерживать украинскую бандеровскую клику, в четвертых, вести репрессии против местных СМИ, в пятых, сдерживать недовольство также в существенной степени ранее репрессированных представителей кемалистских кругов, в том числе военной элиты.
Этот последний из перечисленных факторов делает Эрдогана наиболее уязвимым. И именно данный фактор следует использовать для усиления раскола внутри турецких правящих кругов: прогрессивным турецким оппозиционным силам следует оказывать всяческую поддержку. Одновременно, необходимо оказывать помощь различного рода курдским объединениям и общественным организациям, а также курдскому населению. Важнейшей задачей является превентивная тесная работа с представителями элит сопредельных с Россией государств.
30 апреля 2016 г.