Цена на нефть уже на протяжении достаточно длительно периода имеет, мягко говоря, весьма специфическую динамику.
И если до недавнего времени определяющим являлся исключительно нисходящий тренд, в соответствии с которым многие специалисты спешили прогнозировать дальнейший обвал котировок (до 20 и менее долл. США, за баррель), то последний временной отрезок характеризуется значительной дисперсией (или волатильностью), правда, в пределах достаточно низкого ценового диапазона - результата вышеуказанного нисходящего тренда. Однако, котировки колеблются уже в районе 40 долл., а не 28 долларов, как было еще 2 месяца назад.
Определенно, что на котировки нефти влияют несколько факторов, на основных из которых стоит остановиться более подробно.
Один из факторов - спекулятивный. С точки зрения причинно-следственной связи данный фактор не является первостепенным, скорее производным от других, но именно поэтому - одним из наиболее значительных, поскольку вбирает влияние остальных и выступает своего рода отражением, результирующей рыночных настроений.
Торговля на бирже (а нефть - как известно, котируемый товар) базируется преимущественно на ожиданиях игроков. Вся совокупность факторов, новостей рассматривается биржевыми трейдерами исключительно с позиций: "Как это повлияет на ожидания других?".
Возможно, это тяжёло сразу понять, но суть примерно такая: "Я буду продавать, потому что знаю, что другие, услышав эту новость, также будут продавать." Или наоборот: "Буду покупать, ...." Бывает, конечно, и так: "Я знаю кое-что, поэтому пусть эти простаки продают, а я пока всё скуплю."
Но если говорить именно об общих, если угодно, массовых тенденциях на бирже, то механизм именно такой: "сбрасываю, потому что знаю, что все тоже будут сбрасывать, услышав это". Дальше больше: "Все продолжают сбрасывать. Я тоже продолжаю." Т.е. сбрасываю, потому что ориентируюсь на настроения рынка, при этом, продавая те или иные ценные бумаги (или, наоборот, покупая их), сам, уже в свою очередь, начинаю вносить свою лепту в формирование рыночных настроений.
В этом смысле биржевой механизм становится самодостаточным и начинает жить своей жизнью, далеко не всегда напрямую коррелируя с ситуацией в реальном секторе экономике.
И еще один момент - именно спекулятивный фактор может в кратчайшие сроки изменить стоимость того или иного актива. Именно поэтому на него и делали ставку те, кто был заинтересован в снижении стоимости нефти.
Давайте посмотрим на динамику цен нефти марки Brent последних трёх лет.
В марте 2013 года цена составляла около 107 долл. за баррель. На данном уровне она сохранилась и к марту 2014-го. При этом, имели место быть существенные колебания, как в сторону снижения, так и увеличения: в диапазоне от ~98 долл. - в апреле 2013 г., до ~116 долл. - в конце августа 2013 г. Тем не менее, как мы видим, цена оставалась стабильно высокой.
Итак, к марту 2014-го цена по-прежнему около 107 долларов. Более того, в течение всей весны цена по-прежнему продолжает находиться на высоком уровне, а летом 2014 года приближается к 115 долл. за баррель.
После чего следует резкий спад. Уже к январю 2015 г. нефть обвалилась до ~48 долл., и далее "с боем" продолжала своё снижение вплоть до минимальных показателей января 2016 г. Почему "с боем"? Потому как, несмотря на общий нисходящий тренд, имели место быть существенные всплески, как, например, в мае 2015 г., однако они достаточно быстро затухали. А может быть гасились? Но об этом после.
Как же действовали "апологеты" скорейшего снижения цен на нефть и как они формировали соответствующие настроения спекулянтов?
Безусловно, если смотреть на приведенную выше динамику, в глаза бросается явная корреляция котировок нефти с происходящими политическими событиями.
В середине марта происходит резкое обострение отношений США и России в связи с проведением референдума в Крыму и последующим вхождением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.
Ни для кого не секрет, что именно после данных событий началась открытая экономическая война против России. И стимулирование снижения цены на нефть рассматривается в качестве одного из основных факторов экономического давления.
Нефтяной рынок по известным причинам крайне чувствителен к заявлениям со стороны представителей ОПЕК, и первый сигнал биржевым игрокам о том, что цене на нефть осталось расти не долго, поступил уже 9 апреля 2014 года, когда генеральным секретарём ОПЕК было сделано заявление, в соответствии с которым организация стран-экспортёров прогнозировала увеличение добычи нефти Ирака, Ирана и Ливии и выражала готовность разместить дополнительные объёмы нефти, добываемые данными странами.
На коротком временном отрезке после данного заявления нефть еще продолжала колебаться и даже расти, в том числе ввиду общего обострения ситуации на Ближнем Востоке, в частности приостановке Ираком экспорта нефти из месторождений, расположенных в районе города Киркук. Именно на данном направлении осуществлялось на тот момент наступление террористических группировок "исламского государства".
Однако, ОПЕК включилась в процесс не только на уровне заявлений. Организация стран-экпортёров начала увеличение добычи, уровень которой к октябрю 2014 года составил 30,5 млн. баррелей в сутки (на тот момент - максимальный уровень с лета 2013 г.). Кстати, совпадение или нет, но примерно в это же время восстанавливается экспорт нефти, добываемой на упомянутых выше месторождениях в г. Киркук, где "игил" оставляет свои позиции.
В последующем, уже 27 ноября 2014 г. странами, входящими в ОПЕК, было принято решение сохранять действующие квоты, что в свою очередь фактически обрушило рынок. Обрушение произошло по причине того, что многие инвесторы рассчитывали как раз на противоположное решение нефтяного картеля. Более того, в преддверии заседания активно распространялись слухи, что толчком к пересмотру квот в сторону сокращения должно было стать прогнозируемое снижение цены на нефть ниже 70 долл. Однако пересмотра порогового уровня добычи не произошло, что обусловило нервную реакцию рынка и, как следствие, резкий спад цены нефти.
Пересмотр квоты всё же состоялся. Однако, значительно позже. И не в сторону сокращения, а в сторону увеличения: до 31,5 бар. в сутки. Это произошло уже в декабре 2015 г., и обусловило в том числе очередное снижение цены на рынке в январе 2016 г., несмотря на то, что объемы добычи сланцевой нефти в США уже стали сокращаться.
Что касается фактора сланцевой нефти, то здесь необходимо отметить следующее.
К середине 2014 г. США стали лидером по нефтедобычи как раз за счёт разработки сланцевых месторождений.
Бесспорным является тот факт, что данная технология в Соединенных Штатах активно развивается в течение длительного времени (с начало 2000-х). И с точки зрения объективного влияния на реальный уровень предложения нефти на рынке "фактор сланца" трудно переоценить: нефти действительно стало больше.
Наиболее интенсивная разработка сланцевых месторождений в Америке началась в 2013 году и далее, вплоть до середины 2015 года, только увеличивалась. Увеличение добычи нефти по данной технологии происходило, конечно же, не само по себе, а во многом являлось следствием финансовой поддержки со стороны банковского сектора, которую, в свою очередь, стимулировало само государство. На сколько оправданным было такое стимулирование с целью дальнейшего увеличения добычи в 2014 и особенно в 2015 годах? Вопрос остается открытым. Оставим его на откуп финансовым аналитикам американских банков, выдававших кредиты на инвестиционные цели в 2014 - 2015 гг. предприятиям, осуществляющим добычу сланцевой нефти. В любом случае факт остается неизменным: продолжение наращивания объемов добычи в купе с заявлениями представителей ОПЕК: сделали своё дело. Цена на нефть стремительно обрушалась.
Но нисходящий тренд упёрся в определённый пласт противоречий. Который, главным образом, состоит в следующем.
Во-первых, внутри самих США достаточно большое количество фирм, связанных с добычей сланцевой нефти, стали испытывать финансовые трудности ввиду того, что объем получаемых ими доходов, на фоне падающих цен, не покрывает издержки. Немаловажными факторами в данном случае являются такие особенности добычи сланцевой нефти, как резкое снижение (примерно в два раза) объема добычи после первого года использования скважины. Это, в свою, очередь обязывает добывающие компании сохранять стабильно относительно высокий уровень инвестиционных затрат, связанных с бурением новых скважин. А стоимость бурения - одна из основных статей расходов.
При этом, зачастую сланцевые месторождения находятся далеко не в самых легкодоступных местах, что обуславливает значительную дисперсию и без того достаточно высокой себестоимости добычи: от 40 до 120 долл. за баррель.
Кроме того, вносит свою лепту удалённость нефтеперерабатывающих заводов (расположенных главным образом на Юге) от мест добычи (преимущественно - на Севере).
Как следствие - убытки в операционной деятельности, необходимость осуществлять инвестиции в обновление основных фондов и трудности с обслуживанием кредитов. Даже при нынешнем уровне цен на нефть (в районе 40 долл.) говорить о финансовой состоятельности многих предприятий, осуществляющих добычу сланцевой нефти, не представляется возможным.
Всё это не добавляет прочности американской экономике, которой многие финансовые аналитики прогнозируют вступление в новую фазу кризиса, в первую очередь, в связи с проблемами на рынке страхования. Однако нельзя исключать, что новая фаза экономического спада будет являться производной, в том числе, от финансовых затруднений добытчиков сланцевой нефти.
Необходимо также отметить, что существует мнение, в соответствии с которым Соединённые штаты сознательно завышают статистику по уровню запасов и добыче сланцевой нефти. Это, в частности, несколько поколебало цены в предпоследнюю неделю марта.
Вторым, немаловажным фактором является то, что в самом ОПЕК нет единодушия относительно поддержания стоимости нефти на низком уровне, несмотря на то, что уровень себестоимости добычи в нефтяных монархиях гораздо ниже, чем в США.
В третьих, несмотря на замедление темпов экономического роста Китая, ожидания в отношении влияния данного фактора на снижение стоимости нефти во многом не оправдались.
Нефть, конечно же, не застрахована от дальнейших колебаний. Спекулятивные качели на нефтяном рынке, конечно, будут иметь место быть, и в первую очередь будут связаны с игрой на квотах со стороны ОПЕК, а также манипуляциями с данными о добыче сланцевой нефти и попытках по дальнейшему увеличению её добычи. Крайне значимым фактором будет также являться состояние экономики Китая - крупнейшего импортёра нефти на сегодняшний день.
В самой ближайшей перспективе тенденцию динамики цен на нефть определит встреча производителей нефти, намеченная на 17 апреля текущего года.
И последнее, что хотелось бы отметить. При том уровне развития технологий, которым человечество располагает сейчас, цена на нефть в долгосрочной перспективе будет только расти. Просто потому что её становится тривиально меньше на Земле, населения - больше.
И здесь вопрос риторический - даже не в смысле того, что он не требует ответа, а то, что его (ответа) попросту нет. Появятся ли в ближайшее время новые технологии, позволяющие нефть отправить на страницы учебников истории, как в своё время дровяное и угольное топливо - неизвестно. Аналогично, обстоит вопрос с технологиями в отношении смазочных материалов, которые также в большинстве своём являются продуктами перегонки нефти. И что не менее важно, нефтепродукты являются основным сырьём для производства различного рода пластмасс и синтетических полимеров, столь активно использующихся в современной промышленности.
Сейчас на эти вопросы можно попробовать дать ответ, используя философский термин скачка.
Что имеется ввиду? Позволю себе небольшое отступление.
Один из наиболее ярких примеров скачка - эволюция средств передвижения и связанных с ними технологий. Человечество после изобретения колеса несколько тысячелетий ездило на колесницах и их всевозможных вариациях: телегах, повозках, каретах. Потом, появился паровой двигатель, далее - двигатель внутреннего сгорания, ядерное топливо.
Первый относительно современный автомобиль, использующий двигатель внутреннего сгорания, появился в 1885 году, первый самолёт - в 1903-м. Уже через десяток лет авиация активно использовалась в Первой мировой, а во Вторую мировую человечество вступило абсолютно по-новому вооруженным во всех смыслах этого слова. Прошло еще немного времени, и в 1957 году Советский Союз запустил в космос первый спутник, а в 1961 году - космический корабль.
Итак, в 1910-х годах человечество ещё активно ездит на извозчиках, а через 50 лет уже вовсю пользуется автомобилями и начинает осваивать космос. Это и есть - пример скачка. Когда на основе базы знаний и открытий, накопленных ранее, фактически осуществляется научно-технологический прорыв.
Но так в истории бывает не часто. Еще раз вспомним: в 10-х годах XX века - ещё на повозках, в 40-х - уже на автомобилях. После этого, автомобиль, хоть и видоизменялся и росла его мощность, но по сути принципиально не менялся так, как отличался его первый экземпляр от телеги.
Пример с эволюцией средств передвижения выбран не случайно, поскольку именно данный фактор стал основным в наращивании мирового потребления нефти.
Но есть и другие примеры. Мы также пережили революцию в информационных технологиях, когда с начала 80-х многократно возросла производительность персональных вычислительных машин. И уж совсем недавно на наших глазах произошла очень заметная революция средств связи, начавшаяся в 90-х (которая явилась производной от технологического прорыва в отрасли ЭВМ). И та и другая (революция ЭВМ и средств связи) находятся в своих завершающих фазах, если уже не завершены: персональные компьютеры уже не так быстро наращивают свои характеристики (как ещё 10-15 лет назад), да и мобильные телефоны - все (даже дешевые) с цветными дисплеями и огромным объемом памяти - тоже уже лет 5 как принципиально не меняются.
О чём это говорит?
Что с одной стороны, нет никаких гарантий того, что в ближайшие десятилетия человечество сможет обладать технологиями способными принципиально (в десятки, сотни раз) снизить объемы используемой нефти и заменить её чем-то другим.
С другой стороны - технологические изменения, подобные вышеописанным, могут происходить достаточно быстро, и к ним надо быть готовыми.
Определенно разработки в области "замещения нефти" ведутся. В первую очередь, на западе и надо сказать очень активно. Взять хотя бы примеры гибридных и электрических автомобилей.
И Россия не должна, и не может оставаться в стороне от данного процесса. Нам требуются свои новые технологии топлива. Это вопрос не только экономики, но безопасности.
В этом смысле надо выразить благодарность всем тем, кто так или иначе причастен к обвалу цен на "чёрное золото". Без их активного участия, многие до сих пор ходили бы в "розовых очках". А теперь модные выражения "диверсификация промышленности", "диверсификация экономики" приобрели черты жизненной необходимости.
Действовать необходимо следующим образом: возрождать те отрасли, в которых мы были сильны, параллельно развивать образование, науку, осваивать новые отрасли и создавать новые технологии, в т.ч. в сфере энергетики.
30.03.2016