Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
***
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Вроде все ясно - глупая и неблагодарная свинья будучи научаема истине, все равно ее отвергает. Типичный сюжет эпохи Просвещенья. Об этому учат в школе. Но эта басня масона Крылова не такая простая как кажется и имеет двойное дно.
Свинья ест желуди, личинки и роет рылом под деревьями. Этого достаточно чтобы откопать пищу, но явно мало чтобы повредить взрослому дереву, у которого глубокие корни. Иначе кабаны давно бы уничтожили все дубы.
Более того, чисто анатомически свинья не может поднять голову вверх, даже если бы и хотела, и басня об этом прямо говорит: "Когда бы вверх могла поднять ты рыло..." Свинья тут олицетворяет чернь.
Поэтому претензии к свинье тут сомнительны. Однако в дело встревает Ворон. Он начинает свинью лечить и учить всяким просвещенническим заумностям. Но свинья хоть и будучи подлого сословия, имеет практический ум. Она знает что ей нужно делать для личного выживания, на большее и не претендует, и поэтому посылает Ворона с его бреднями о построении рая на земле куда подальше.
Образ ворона в европейском оккультизме довольно мрачен. Это и врата в ад, и дьявол, и смерть, и nevermore. И самое главное - ворон - это мистические врата в царство духов, дающие доступ к озарениям и пониманию, недоступным рациональному уму.
Улавливаете? Крылов речи о науке и ученье вкладывает в инфернальные иррациональные врата. Свинья не может сама познать истину и ей предлагается поверить на слово мрачному Ворону.
Свинья повела себя правильно, инстинктивно почувствовав подвох и угрозу. А если бы свинья прониклась и озарилась, взяла топор и пошла строить светлое будущее?
Эта басня написана в 1823 году, когда после Французской революции и Наполеоновских войн угар от Эгалите-Фратерните заменило горькое похмелье: "На первое были плоды просвещения. А на второе - кровавые мальчики". Эти реакционные намеки в басне прочитывались уже давно.
***
Теперь, понимая намеки басни, мы можем обратиться к еще одному образу. Чтобы сделать что-то истинно, на библейском языке нужно поднять очи к небу, то есть обратиться к Богу. Кроме того, Библия и в прямом смысле советует человеку смотреть на небо со светилами, ибо там человеку Бог размещает знаки.
Свинья не может ни первого ни второго. Но человек-то не свинья. Он может и дожен возводить духовные и телесные очи к небу. Так и к Истине приобщиться можно, и инфернальные вороны-посредники стают неуместны.
Этот блог уже много лет призывает поднимать духовные очи к Небу - общаться с Богом, изучать Писание и наблюдать мир через библейское мировоззрение. Этому кроме лени и мирской суеты нет никаких препятствий.
Однако уже пару лет блог советует смотреть и на небо над нашими головами, со всеми его светильниками, явлениями, дронами и химтрейлами. А вот с этим действительно сложно - нету ни времени ни сил часами смотреть вверх. А может и не надо смотреть вверх,
как нас учит Голливуд.
Но этой проблеме есть решение. Раз уж вокруг столько техники, то ее можно иногда приспособить и для христианских целей: время наблюдения происходящего на небе за сутки можно сократить до 5 минут в день.
Для этого понадобиться несколько недорогих покупок, и некоторое время помастерить руками. Если у вас есть дети школьного возраста - им это тоже может быть интересно.
Подробности я опишу позже.