Aug 31, 2024 14:34
Когда я пишу статью (очень редко) в стиле "что делать" и рекомендую запас еды на пару недель, то тут же появляются два типа комментаторов.
Первый тип говорит, что две недели мало, нужно затариться едой на год. Сразу в комментаторе видно наивного теоретика. Если снабжение товарами первой необходимости не буде налажено за пару недель, то в этой местности начнется анархия или боевые действия. И еда станет далеко не самой большой проблемой.
Поэтому если вы допускаете в вашей местности такое, то нужно не еду хомячить, а срочно валить.
Второй тип ставит комменты в духе: "Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?" (Лук.12:24). Это типичный пример непонимания контекста. Ведь этот стих - часть проповеди Христа против стяжания, чтобы человек погоней за мирскими благами не повредил своей вере: "Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лук.12:13-15).
Безусловно, посылая апостолов на проповедь, Христос им говорит: "Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви" (Лук.10:4). "Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?" (Лук.22:35)
То есть Бог берет на себе кормление проповедников Евангелия. Но как конкретно это происходит? - "В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат" (Лук.10:3-8).
Это же подтверждает и Павел: "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1Кор.9:13,14). То есть слушающие Евангелие должны в меру возможности материально поддержать проповедников. А проповедники должны эту поддержку принимать.
Это одно из следствий важнейшего принципа библейского мировоззрения - в подавляющем большинстве случаев Бог делает дела Свои через людей. Люди проповедуют Евангелие, и люди же поддерживают этих проповедников.
Но может быть так, что не окажется людей желающих послушать Евангелие и/или подержать благовестников. Такое тоже может быть: самого Христа часто не просто не поддерживали, но гнали.
Для этого есть другой способ: "Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним" (Лук.5:4-11). Потом это же чудо Христос повторит после Воскресения.
Конечно же, первичный смысл лова рыбы - это проповедь Евангелия и создания Церкви. Религиозная деятельность на библейском языке иногда сравнивается с рыболовлей. Но тут и не менее важен другой смысл: Петр хочет идти за Христом, но у него жена, дети и даже теща. Бросить их на голод? И Христос показывает, что при надобности сети будут наполнены уловом и пища будет для всех. Но тут важен нюанс. Если в первом способе проповедникам предлагают и они принимают, то во втором способе нужно потрудиться, забросив сети. Рыба будет, но нужно все же забросить удочку.
Этот способ активно использует Павел, когда получать помощь от людей стало проблематично и соблазнительно. Павел зарабатывает на жизнь шитьем палаток.
Этот способ напрямую касается и тех, кто непосредственно не занят проповедью, но хочет быть с Богом. Его труды не останутся без результата: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет" (Пс.1:1-3).
А идеи, что нужно сидеть и ждать пока упадет манна с неба в Евангелии осуждаются.
В лучшем случае это грех лени и суеты: "Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии ели свой хлеб" (2Фесс.3:10-12).
А в худшем случае. Известен анекдот: Наводнение, все спасаются, один молится и говорит - меня Бог спасёт. Ему предлагают плот, лодку, вертолёт... Он отказывается и молится. В итоге тонет. Попадает на небо и говорит: "Господи! Я так молился, а ты мне не помог!" "А кто тебе послал плот, лодку и вертолет?"
Вряд ли он попал на небо, ибо это тяжкий грех искушения Господа.
Христиане