Мои тексты о
страданиях и
искушениях покритиковали в чате:
Вот кстати тут трудно согласится. Пророчество про Новый Завет в книге Иеремии:
29 В те дни уже не будут говорить: `отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина',
30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
Иеремия 31:29-30.
Поэтому такая трактовка нуууу….. сомнительна
***
Тема страданий детей за родителей очень больная и неприятная, но однако она имеет свой смысл, ибо Бог так своеобразно проявил милость к человеку. Страдание детей может как-то облегчить страдание отцов, ну и педагогический эффект - иногда видя страдание детей, отцы могут одуматься заподозрив, что дети страдают за их грехи.
Особенность иврита состоит в том, что наказание за грех и сам грех - это нередко одно и то же слово. В этом есть здравая логика. Но в нашем вопросе эти вещи стоит развести. Вины нет, а страдание есть. Сам Христос же страдал за чужую вину невинно. Речь идет не о вине, а о страдании за вину. Дети невинны, но страдают за родительскую вину.
Этот момент зафиксирован и прямо в Торе, и через множество косвенных намеков.
«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6,7)
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-6)
А хрестоматийным примером реализации этой заповеди является история Давида. За его и Вирсавии грехи заболел и умер их первый ребенок. Вот как это понимал Давид:
«И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его» (2Цар.12:13-24)
Давид сделал грех страшнее даже убийства и прелюбодеяния. Поскольку все знали об особых отношениях Давида и Яхве, то это еще и публичный плевок в сторону Яхве. Если Давид себе такое позволяет, то что говорить о других и евреях и язычниках, видевших все это?
Давид покаялся, и Бог его не убил, но будет страдание и смерть его новорожденного и невинного сына. Невинное страдание сына Давида за грех отца это также прообраз невинного страдания еще одного Сына Давида - Христа, который пострадал за грехи всего мира.
Давид надеялся, что все-же ребенок выживет. И печалился. Но когда ребенок умер, Давид успокоился, ибо теперь его грех снят. Но Давид всегда будет помнить это дитя, и говорит, что придет время и Давид придет к нему и они встретятся.
Изменился ли этот принцип с тех древних времен? В среде богословов бытует мнение, что в какой-то момент Ветхозаветной истории или с введением Нового завета этот принцип отпадает и приводят соответствующие цитаты.
Но реальность иная. Невинные дети продолжают страдать. Этот же вопрос подняли перед Христом: "И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин 9:1-3) Христос не только не отменяет этот принцип, но даже дополняет - невинно человек может страдать во славу Бога. Собственно сам Христос - это образец невинного страдания.
Однако этот вопрос пророки поднимают, и упомянутый Иеремия, и Иезекииль, который написал об этом намного больше, целую главу:
«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное,… то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: на горах жертвенного не ест, …, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:1-32)
То есть выглядит как противоречие. Но давайте рассмотрим контекст.
Пословица про кислый виноград была настолько популярна, что ее упоминают оба пророка. О чем она - иудеи своей грешной жизнью накликали на себя гнев Бога и наказание Плена. И когда катастрофа уже стоит по весь рост, иудеи вместо признания своей вины и покаяния начали говорить - что это они невинно страдают за вину отцов.
Бог же им говорит, что это кара за их собственные грехи и нечего сваливать все на отцов. Отмены старой заповеди нет. Если бы заповедь была отменена, то Христос бы, думаю, указал на это апостолам, спрашивающим о причинах страдания слепого. Тут Бог истолковывает заповеди Моисея, чтобы люди не злоупотребляли ими. И дальше призывает к покаянию.
***
Однако и у Иеремии, и у Иезекииля есть то, что вызывает вопросы посерьезнее.
Иеремия уделяет проблеме «кислого винограда» немного времени, однако вводит ее в особый свет:
“Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер 31:16-34)
В отличии от Иезекииля, говорящего про тут и сейчас, Иеремия относит эту проблему на будущее «в те дни», когда после наказания и Плена, Бог помилует иудеев, заключив с ними новый завет. Этот знаменитейший фрагмент, в котором много отсылок к христианству, однако не так прост как кажется. Привычно нам считать что речи идёт о новом завете Христа. Но так ли это?
***
Для начала разберем контекст этого (и многих подобных отрывков) текста из Иеремии.
Иерусалим за грех будет наказан порабощением Вавилона. Однако Бог через Иеремию говорит иудеям смириться и не идти на самоубийственную войну. Нужно стать вассалом Вавилона. Да, это большое унижение, но нравицца не нравицца, терпи моя красавица. Потерпите унижение за грехи, а потом гляди и Бог смилуется.
Однако иудеи совсем свихнулись и решили выступить против Вавилона, заключив союз со слабым тогда Египтом. Результат закономерен: разрушение Иерусалима и Вавилонский плен. - Ничего не напоминает?
И вот незадолго до катастрофы, Бог через Иеремию говорит о наказаниях, но также даёт и некоторое утешение. Плен и катастрофа не навсегда. Через время Бог выведет из Плена и даст евреям много всяких ништяков, главный из которых - заключение нового завета, который выведет религиозную жизнь иудеев на новый уровень.
Но если рассматривать внимательно, о чем этот новый завет, то там большая часть о земле Израиля, евреях, Иерусалиме и т.д. Иезекииль со своей стороны описывает размеры отстроенного Храма, который должен быть намного больше чем у Соломона.
Однако христианский Новый завет совсем не об этом. Это глобальный духовный сетевой проект. Там нет земного Иерусалима и Храма, там нет отдельного иудейского народа, но есть Церковь.
И хотя в описании Нового завета от Иеремии и будущих постпленных ништяков у Иезекииля можно рассмотреть некоторые христианские смыслы, это точно не христианский новый завет.
Но это еще пол беды. Если рассмотреть все обещания, которые дал Бог в утешение иудеям, вплоть до заключения нового завета с ними, то выполнено было лишь возвращение из плена и отстройка Иерусалима с Храмом.
Когда отстроенный Храм освящали, то глубокие старцы, которые помнили прежний Храм до разрушения плакали: новый Храм (второй Храм) был жалким подобием Храма прежнего. Аналогично и Иерусалим. О Храме по Иезекиилю и речи не шло.
Жизнь иудеев после плена также была серой и скромной. Израиль превратился в провинциальную дыру, постоянно находился под чужим сапогом, а династия Давидидов прервалась.
Бог не сдержал обещание?
***
Какой бы выгодный договор-завет не был, тебе нужно хотя бы явиться на его подписание. Евреи вон, через море перешли ради этого. Авраам для заключения завета разрезал жертвы.
Но после разрешения вернуться в Палестину из Плена, подавляющее большинство евреев отказались туда возвращаться. Им комфортнее было в богатом Вавилоне.
Более того, даже те кто вернулись, были заражены вавилонскими ересями и забыли родной язык. С первых дней на родине у евреев все пошло вкривь и вкось.
Короче, нового завета не получилось, потому что евреи просто на захотели (и не были готовы) его подписывать. Все как в притче Иисуса, когда позвали на пир, но дорогие гости не пришли, и вместо них позвали бомжей.
У Иеремии есть момент: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31:22). Христиане хотят видеть в этом пророчество о Марии. Но также это можно рассматривать как пророчество об Эстер.
Но и тут ложка дегтя. Чтобы понимать разложение иудеев, яркий пример - позитивные герои времён Плена носят имена в честь вавилонских богов. Мордехай - в честь Мардука, а Эстер, в честь Иштар. Три отрока в печи также носят вавилонские имена.
Конечно это не значит что тут у пророков нет христианского смысла. То, что не реализовалось тогда, реализовалось позже и иначе. Так или иначе, толкователям Библии нужно быть осторожнее с выводами.