Сразу скажу, что исходя из библейского текста, никак, никаким образом не выплывает, что земля - это шар. Вообще. Даже если иметь в уме что земля - это шар, то невозможно Библию никаким образом на него натянуть. А если это в уме не держать, то идея о шарообразности земли, это последнее что вам придет в голову. Также с Библией не согласуется теория полой земли, или вогнутости земли. При толковании отдельных цитат, шароверы пытаются конечно натянуть сову на глобус, но если взять весь комплекс библейских упоминаний о форме земли, то у них никаких шансов.
В общих чертах, (правда с некоторыми ошибками) вы можете почитать об этом
тут. Напомню, что идея шарообразности земли исходит из месопотамской эзотерики, которая развилась через еврейскую каббалу, пифагорейство и платонизм в современную философию и науку. Но точно не из Библии. Отсюда возникает движение плоскоземщиков, как раз происходящее из протестантов.
Однако сказать, что согласно Библии земля плоская, это не то чтобы прямая ошибка, но сильное сужение проблемы, которое может как минимум ввести в заблуждение. Как я уже писал, проблема формы земли по Библии намного серьезнее и в чем-то, с точки зрения науки невероятнее, чем даже многие идеи плоскоземщиков.
Напомним, что в Библии нет четких определений абстрактных геометрических фигур. Привічная нам геометрия в те времена только зарождалась. Поэтому нужно потрудиться чтобы понять что означает то или иное слово, которое традиционно переводится, например, как круг. В этой статье мы рассмотрим некоторые элементы библейской геометрии творения, которые Писание использует для описания формы земли.
***
Для начала должен внести примечание, чтобы не было путаницы. В переводах Библии много раз используются слова типа «вселенная», в греческой Библии - космос и т.д. Мы привыкли разделять наши понятия земля - то есть наша планета земля и космос, вселенная, - это дальние межзвёздные дали на миллиарды световых лет. Но в Библии такого нет. Там нет понятия космос или вселенная, отличного от нашего мира, нашей земли. Там это синонимы. В библейском мировоззрении есть мир где мы, есть сверху несколько уровней неба, из которого видимый глазу - это небо со светилами четвертого дня творения, и внизу подземный демонический мир. И небо со светилами и преисподняя так или иначе привязаны к населенной земле, и являются ее как-бы продолжением. Никакой реальности, кроме духовной, помимо земли и привязанного под и над ней, Библия не знает.
Земля, то есть весь мир на иврите это אֶרֶץ эрэц; также слово для обозначения земли, исходит из семитского слова, означающего сушу, תֵּבֵל тэбэл (часто переводят как вселенная); еще синоним, означающий мир, век חֶלֶד хэлэд. Но это синонимы обозначающие одно и то же. Вот типичный поэтический параллелизм, указывающий на синонимичность: «Господня - земля אֶרֶץ и что наполняет ее, вселенная חֶלֶד и все живущее в ней» (Пс.23:1). И когда Павел по-гречески называет дьявола «архонтом космоса», это никак не значит, что дьявол правит туманностями Андромеды. Это вполне точно переведено как «князь мира сего».
***
Если мы откроем первую книгу Библии, то найдем там описание процесса творения, его этапов, из чего что сотворено или сделано. Но совсем нет описания конкретных форм творимого. Однако в других книгах Библии упоминаются и формы творения. В частности, идет речь о геометрических формах материального творения - света, неба, земли и преисподней.
В книге Иова, в притчах и у Исайи есть упоминания о геометрических формах творения, которые, во-первых, подтверждают, что материальное творение происходило в определенных формах; во-вторых, что материальное творение ограничено в пространстве размерами этих форм («космос» не безконечный); в-третьих, собственно называются эти формы; и в-четвертых, самое удивительное, что и населенная земля, и небо четвертого дня, и преисподняя ограничены одними и теми же формами и размерами.
И эта форма - круг. Библейский иврит очень лексически бедный язык. Но для обозначения слова круг там используется сразу несколько словарных корней (и производных от них слов).
Самым популярным словом Библии, которое означает круг это סָבִיב сабиб - круг, вокруг, окружность. Это слово происходит от семитского корня סבב. В частности, в древнем иврите из этого корня происходит глагол סָבַב - окружать, вращаться, повернуть, изменить направление, пересекать, бродить, ходить вокруг и т.п. Этимологически близкие этому корню такие смыслы как обод, канат, прядь волос. То есть смысл корня - это поворачивать в движении, скручивать, окружать, вращать, что-то скрученное (канат или косичка). Этот слово используется как правило для обозначения движения по кривой или кругу, или как результат такого движения - круг, вокруг.
Следующим популярным словом, связанным со смыслом круг, является כִּכָּר киккар: круглый, круглый район, круглый хлеб, круглая весовая гиря, талант (мера веса или денег). Подробная этимология непонятна, но корневой смысл этого слова это что-то круглое и плоское, дискообразное.
Дальше рассмотрим גָּלִיל галил: цилиндр, стержень, кольцо, административный округ, район. Происходит от глагольного корня גָּלַל галал: катить\ся, скатывать\ся, скручивать\ся, валять\ся. Отсюда גֻּלְגֹּלֶת череп, голова.
Еще интересное слово פֶלֶךְ пелек: моток веретена, округ, район.
Довольно загадочное слово כָּרַר карар, танцевать (Давид танцевал пред Яхве). Происходит из какого-то семитского корня со смыслом кружиться в танце (одиночном танце), повторять, поворачивать (мельницу).
Редкое слово עָגֹל, агаль, круглый. Однокоренное с עֵגֶל, егель, теленок. Возможно имеется в виду, что теленок кружит вокруг привязи или коровы. Используется в Библии для описания круглого сооружения - бассейна, фундамента, большого отверстия.
Есть еще слова от корня נָקַב накал, прокалывать, отверстие. צָהַר цахар, выдавливать масло, и от него крышка, крыша, отверстие в крыше. פֶה пех, рот, отверстие. מְשְׁבֵּר мишбар, отверстие материнской утробы и т.д. Есть слово כַּפְתֹּר кафтор, - выпуклость, луковица, бульба. Вероятно, от корня, обозначающего опоясывать, окружать. Используется только в архитектурных описаниях.
Есть также редкое слово דּוּר дур - ком, комок, происходит от глагола דּוּר сваливаться, скучиваться.
***
То есть в Библии есть много слов обозначающих круг или округлое. Более того, несколько из этих терминов используются для обозначения округов, районов земли или страны. Типичные ближневосточные районы, земли вокруг города, круг территории, которую город контролирует.
Но при описании формы всей земли, неба над этой землей, преисподней используется исключительно одно слово. Это слово חוּג хуг или однокоренные ему: три раза как существительное м.р и один раз как глагол.
И именно от этого корня происходит слово מְחוּגָה мэхуга, ж.р., инструмент для черчения круга (циркуль?): «Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом с помощью циркуля מְחוּגָה поворачивает (обращает, округляет, делает эскиз?) его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме» (Ис.44:13).
Итак, не смотря на множество терминов для обозначения круга или круглого в Библии, именно от термина хуг, происходит инструмент для кругов. То есть именно хуг рассматривается ближе всего к идеальному кругу. Также важно обратить внимание, что хуг используется исключительно для описания процесса творения Богом. Ни для чего другого, кроме циркуля - как точного инструмента, он не используется.
То есть хуг - это идеальный, образцовый, божественный круг, который может чертить Бог, и ему можно лишь подражать, делая инструменты для черчения круга. В реальной человеческой жизни хуг либо недостижим, либо свят, и этот термин нельзя применять для профанных вещей.
Очень знаковым является факт, что однокоренные слову круг חוּג хуг слова חַג хаг, религиозный праздник, религиозный круговой танец, хоровод и חָגַג хагаг праздновать праздник, кружиться в праздничном хороводе. То есть люди используют этот корень, кроме самого понятия идеального божественного круга еще и религиозный праздник, который скорее всего на Ближнем Востоке имел своей основой собрания людей в круг, ритуальные хороводы. Собственно, от термина חַג хаг происходит арабский хадж, религиозное паломничество, неотъемлемой частью которого является ритуальный круг вокруг Каабы. А человек совершивший хадж, назывался ходжа.
Бог творил кругом, и люди собирались для почитания Бога в круг. Ну и дальше традиция мерять землю кругами осталась (только для этого использовались уже другие слова обозначающие круг).
Однако это еще не все. Если сравнить с другими корнями древнего иврита, обозначающие что-то подобное к кругу, то мы почти всегда увидим их трехмерность. В основе смысла корня лежит либо диск, либо стержень, либо кольцо, либо колесо, либо лепешка, либо свиток. חוּג хуг же, это чистая религиозная абстракция, которую в обычной жизни увидеть нельзя. Можно было бы вообще сказать, что представить хуг мы не можем, а значить это может быть все что угодно, даже шар (а некоторые так и думают, и даже в переводе слова хуг пишут шар). Но мы уже увидели, что круг/хуг это циркуль, а не «шарограф» (такого и инструмента не существует), что Бог чертит круг/хуг (а не лепит или не ваяет), что люди собираются в ритуальный круг на праздник, а не сваливаются в шар.
То есть мы имеем представление Библии о божественном круге - хуг, как о планиметрическом, 2д (в отличии от всех других корней) круге, то есть о геометрически точном круге. Это не диск, не цилиндр, не шар.
Казалось бы - вот оно, мы знаем форму земли, это круг. Но радоваться рано. Круг - это планиметрия, и как ее применить для стереометрической реконструкции мира? Плоскоземщики скажут, что этот факт является подтверждением плоской земли, но это не совсем так.
Круг - это ограничение краев земли. Это проекция земли. Но сама поверхность не диск, она имеет рельеф. Не исключен вариант, что поверхность земли искривляется. А может это полусфера? А что над, а что под поверхностью земли? Там ведь тоже все кругами ограничено.
Это точно, как со знаком земли - луной. Мы видим луну только с одной стороны, мы видим ее лицо, невооруженным глазом оно плоское и круглое. Затылок не видим. Если приглядеться в телескоп, то видим, что там рельеф, и даже некоторое искривление поверхности. Видно чуть-чуть край поверхности луны, но что за ним - мы не знаем.
Так и с поверхностью земли. Мы лишь знаем, что она доступна нам неглубоко, что она ограничена кругом, что весь мир стоит на основаниях, что под поверхностью - подземный мир. Но как все выглядит в целостности? Вывод первый - земля ограничена кругом, но не шар, и не плоский диск вульгарных плоскоземщиков. Это что-то сложное, и к сожалению, не всегда понятное.
Однако все-же кое-что о земле из Библии еще можно узнать.
***
В Библии термин круг-хуг встречается четыре раза. При описании творения света и тьмы (дня и ночи), при творении небес, при творении бездны (преисподней), и при творении земли.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:1-5)
Итак, Бог в первый день творения творит два мира - материальный (земля) и духовный (небеса). Но земля пока что безформенная материя, которую в первых строках Библии называют «тьма» и «воды». И в первый же день Бог начинает первый шаг упорядочивания этой первоматерии. Бог создает особый ее вид - свет, который отделяет ее от другого ее вида - тьмы, да еще и называет их день и ночь.
На этом в Бытии все. Но Иов дополняет: «Он черту [положил] кругом חוּג на лицо воды, до конечной [границы] света со тьмою» (Иов 26:10). Тут по ивриту и по греческому тексту смысл не границы между тьмой и светом, а сами свет и тьма, день и ночь вместе имеют пространственное ограничение кругом.
«Я (Мудрость) родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круг חוּג по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» (Прит.8:25-30). Из этого стиха мы также знаем, что Бог Мудростью своею задумал мир прежде творения и частью этой задумки была особая геометрия творения, в частности круг-хуг.
«Облака - покров Его, и не будет видим, кругом חוּג небесным пойдет» (Иов.22:14).
«Он есть Тот, Который восседает над кругом חוּג земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис.40:22).
Видим, что и при творении земли, и при творении неба, и при творении бездны-преисподней (места обитания демонических сил) - везде также используется один и тот же инструмент, ограничивающий эти виды творения. При чем нигде даже намеком не уточняется различия между кругами дня с ночью, земли, неба и преисподней. То есть это один и тот же круг. Этот тезис подтверждается и тем, что небо Бог раскинул над землей как шатер. То есть круги света с тьмой, неба, земли, и преисподней совпадают. Или иными словами все материальное творение ограничено одним кругом.
Из этого делаем второй вывод - ни геоцентрическая, ни гелиоцентрическая системы мира согласно Библии невозможны. Напомним, что еще одним аргументом против гелиоцентрической системы состоит в том, что сначала была создана земля, потом на ней созданы уже растения, и лишь потом созданы Солнце и Луна. Но это далеко не все.
В четвертый день творения нам рассказывается, что: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи» (Быт.1:14). Но и день с ночью, и земля, и небо четвертого дня, и преисподняя ограничены кругом-хуг. Светила, как управляющие днем и ночью в своем движение также ограничены кругом-хуг.
Схематически это условная трехслойка. Внизу - подземный мир бездны, вверху несколько уровней небес, а между ними - узкая населенная живыми существами прослойка - земля, вода и воздух. Она имеет определенный рельеф и расположение материков и океанов. Так или иначе, но светила не залетают и свет с тьмой не выходят за круг земли. В гео- и тем более гелиоцентрической системе движения светил заходят далеко за пределы земли.
***
Если мы посмотрим на знаменитую карту земли на эмблеме ООН, которую так любят плоскоземщики, то мы увидим ограничение мира кругом (никакой Антарктиды с южным полюсом нет), а весь мир имеет свой центр, от которого все распространяется. И этот центр/полюс - север.
И это не просто так. В книге Иова север имеет важное двойное значение. В сакральной географии север у Иова - это место обитания Бога. А в географии физической именно от севера, согласно Иову Бог и творил землю, распространяя ее в пространстве: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов.26:7). То есть север по Иову - это центр и начало земли, откуда все распространяется. И дальше мы имеем параллельный стих «повесил землю ни на чем». Во-первых, этот стих говорит нам, что распространение севера над пустотою - это именно творение земли, а во-вторых, это нам говорит что сотворенная из ничего земля и пребывает «в ничто». Этот аргумент очень любят шароверы, мол висит земля как шар в космическом вакууме. Но давайте честно ответим - в этом стихе ничего на шаровость земли не указывает.
Отсюда третий вывод - земля имеет свой центр, начало творения, полюс - север, и он один, никакого южного полюса земли нет. Но есть некоторый смысл говорить о южном полюсе или южном центре. Юг в сакральной географии Иова - это сторона пребывания демонических сил. В этом контексте о южном полюс/центре говорить можно как о центре не земли, но преисподней. Вероятно, и небо четвертого дня творения также имеет свой центр, например, Полярная звезда, которая также указывает на север.
***
Особое значение севера צָפֹון цафон заложена в его семитской этимологии - он происходит от глагольного корня צָפַן цафан, сокрывать. И тут интересно сравнить. У Иова Бог пребывает в сокрытом для людей месте север, и оттуда же начинает творить мир. В псалмах и у пророков Бог пребывает на Небесах (на наивысшем небе первого дня творения), там Его престол, а земля - подножка для Его ног. Эти небеса также сокрыты для человека. То есть если смотреть с поверхности нешарообразной земли, то у нас есть один верх над головами, там Небеса, он же север, там центр творения, там Бог, откуда Он и землю распростер, и небесным шатром (твердью неба четвертого дня творения) землю эту покрыл.
В контексте физической географии библейского мировоззрения, сказать что внизу есть еще один центр-полюс земли, это просто неграмотно. А с точки зрения географии сакральной (которая нередко совпадает с географией физической) такое говорить просто кощунственно, ибо центр юг/преисподней - это престол Сатана, и отождествлять его или даже сравнивать с центром Север/Небеса, где находится Бог, это унижать Бога.
Однако в контексте гностическом, когда Бог и дьявол уравнены в статусе, такой подход - самое то.
Отсюда четвертый вывод - земля имеет одну сторону (плоскую или возможно немного кривоватую, но не шарообразную), которую Бог создавал «от Себя» как распространение севера-небес в пространстве. И центром этой условно плоской, но ограниченной кругом земли, является северный полюс или просто север земли. Южного полюса земля не имеет и иметь не может, а вот дьявольская преисподняя такой аналог центра - южного полюса где садит Сатан на престоле, иметь может.
***
Итак, мы рассмотрели элементы библейской геометрии творения. Материальное творение, включая свет, тьму, небесную твердь со светилами, преисподнюю и землю Бог сотворил ограничивая их всех кругом. Эти же элементы творения имеют и свои центры. В частности, для земли - это север. Для неба со светилами - это вероятно Полярная звезда. Для преисподней также наверное есть свое средоточие.