Знаток западносемитской теологии
rsi_12_k подбросил интересную цитатку, в очередной раз показывающую насколько диаметрально различаются подходы к важным религиозным концептам у современного иудаизма (потомка тех самых фарисеев из Евангелия) и даже не то, что традиции толкования Писания, но буквы самого Писания.
Вот тут р. Нахман, развивая Экклезиаста "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь", пишет:
Я обнаружил в книге "Ликутей Моаран" одно высказывание, которое до сих пор не напечатано. Вот оно: "Знай, что в каждом и каждом поколении появляются и открываются новые болезни, и это соотвествует стиху Коэлет:"Добавляешь знание, добавляешь печаль..." ". То есть, поскольку в каждом поколении добавляется знание философов и ученых, обновляются и расширяются научные знания . И это добавляет также появление новых болезней в мире, не приведи Бог! И Всевышний, да спасет нас!
Во-первых, Экклезиаст сначала говорит о мудрости, и не просто мудрости, а мудрости божественной. То есть это видение сущего через линзу Божественной мудрости. Собственно Соломон, автор книги Экклезиаст (Кохэлет) известен своей мудростью от Бога. Вот знаменитая история из Библии:
"В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе. И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и поставил меня царем вместо него. Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим? И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя" (2Пар.1:7-12).
Мы знаем истории о мудрости Соломона, а каббалисты вообще считают его самым важным каббалистом всех времен и народов. Однако образ Соломона как мудреца, активно развитый в Библии, одновременно показывает нам Соломона который не смог верно распорядиться этой мудростью.
С одной стороны мы знаем историю о мудрых деяниях Соломона (как например суд двух женщин за ребенка), но есть и обратная сторона. Что первое сделал Соломон, получив от Бога мудрость, царство и богатство? Читаем следующий стих: "И пришел Соломон с высоты, что в Гаваоне, от скинии собрания, в Иерусалим и царствовал над Израилем. И набрал Соломон колесниц и всадников; и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в колесничных городах и при царе в Иерусалиме" (2Пар.1:13,14); "И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы" (3Цар.4:26).
Дело в том, что конница и особенно боевая колесница - это стратегическое наступательное вооружение. Оно было смертоносно и стоило баснословных денег. При чем боевых коней покупали в Египте. Цель, установленная Богом для Израиля - это чтобы со всего мира приходили люди в Иерусалим чтобы узнать об истинном Боге. А никак не политический экспансионизм и милитаризм. Поэтому Бог запрещает иудейским царям иметь боевые колесницы. Армию обороны - да, но аналог межконтинентальных баллистических ракет - нет: "Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»; и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно" (Втор.17:16,17).
Но Соломона тянет быть как другие ближневосточные деспоты, и он делает то, чего Бог не велит. С одной стороны Соломон строит Храм, к нему за мудростью Божьей приезжает царица Савская. А с другой, к концу жизни под влиянием своих многочисленных иноземных жен, Соломон предает Бога и этим подписывает смертный приговор своему царству: "Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь [Бог]. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему" (3Цар.11:1-11).
То есть Соломон то мудрен, но нередко мудрость свою он забывал, заменяя ее мудростью человеческой (читай сатанинской). Поэтому читая Экклезиаста и прочие творения Соломоновы, мы должны это помнить. Ну давайте подумаем трезво - неужели мудрость от Бога может приводить к унынию и печали? А если это не от Бога - то о какой мудрости, о каких знаниях пишет Экклезиаст? - "Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл.1:12-18).
"испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем" - нигде в Писании такой заповеди от Бога не находим;
"И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа" - а зачем познавать глупость (то есть повторять грехопадение в Эдеме) и тем более уравнивать глупость и мудрость?
"Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать" - этот отрывок верно говорит о характере мудрости Экклезиаста - наука и философия. Но эту ли мудрость дает Бог?В остальной Библии, и у того же Соломона, в Притчах гениально сказано, что "Начало мудрости - страх Господень" (Прит.1:7).
Мудрость это не физика и не логика, а это вести свою жизнь согласно Божиим заповедям - делать добро и уклонятся от греха и грешников.
Книга Экклезиаста - вообще выбивается из общего контекста Писания. С древних времен и у иудеев и у христиан были проблемы с пониманием этого текста, особенно ввиду похожести ряда его моментов на ересь. Может те же Притчи Соломона, написанные им в Духе Бога говорят о том какая мудрость должна быть, а Экклезиаст, написан Соломоном в период духовного смятения и показывает какое мудрствование быть не должно? Может не зря каббалисты (читай сатанисты) записывают Соломона в свои основатели, в частности в авторы знаменитого Плана Соломона, который так старается воплотить Бнай Брит? И какой мудростью руководствовался Соломон, строя и поклоняясь в языческих капищах? Поэтому всегда держим в уме двойственность Соломона. С одной стороны он великий мудрец от Бога, теолог, поэт-псалмопевец, а с другой каббалист и сатанист.
Но вернемся к р. Нахману. Он говорит о философии и науке (а все они исходят из Вавилонской каббалы) и о том, что их развитие увеличивает скорби. То есть р. Нахман прекрасно понимает о какой мудрости говорит Экклезиаст. И он тут формально прав - чем больше человечество углубляется в сатанинские науки и технологии, тем больше Бог попускает ему скорбей.
А что же насчет истинной Божественной мудрости? Вот что написано в книге Даниила: "А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение" (Дан.12:4). То есть чем больше скорбей будет накрывать мир, чем ближе он идет к последним временам, тем больше Бог будет открывать, давать верному человечеству Своей Мудрости.
Все ровно наоборот - мудрость Вавилонская, мирская, дьявольская, чем больше развивается, тем более на людей вызывает скорбей (все по Соломону). Но чем больше зла и скорбей становится, тем больше Бог открывает Истины свои людям, алчущим этого. Например, чем ближе к концу времен - тем лучше мы понимаем тот же Апокалипсис Иоанна.