Мало кто знает какая самая важная часть Ветхого завета.
Также мало кто знает какая самая драматическая часть Ветхого завета.
Мало кто знает какая самая странная часть Ветхого завета.
Кто такой сверхчеловек Ветхого завета, (кто в Новом мы то знаем - сверхчеловек он же Богочеловек Нового завета - это Христос), а кто ближе всего приблизился к Богу, кто более уподобился Ему до пришествия Христа, кто был прообразом Христа в ВЗ?
Наконец, где в Библии шире всего развернута концепция личности?
Ответ один - это Давид.
Когда евреи затребовали у Бога царя, Бог дал им Саула. Саул был хорошим типичным ближневосточным царем того времени. Однако еврейский народ не был типичным ближневосточным народом. И править ним нужно было по-особенному, не так как желает сам этот народ, а как желает того Бог.
А вот Саул не смог выдержать этого. Он регулярно вел себя так, как требовал от него народ, и нарушал то, что требовал от него Бог.
Поэтому Бог решает дать евреям нового царя.
Трагикомическая история помазания на царство Давида. Пророк идет к отцу Давида Иессею. Это не просто так: здрасте я пришел. Пророк идет не поболтать, - это значит у Яхве есть к тебе дело. Иессей об этом вероятно предупрежден заранее, готовится праздничное застолье, возможно подарки пророку. Это уникальное и очень торжественное событие, случающееся в роду может раз за всю историю.
Зовут всех, происходит торжественное жертвоприношение, но одного из сыновей Иессея посылают пасти овец и не зовут на торжества (чем изрядно разозлили пророка). Видно папа мягко говоря не сильно любил Давида (он фактически был в статусе раба), хотя имя Давид - значит «возлюбленный». Наверно Иессей сам не понимая почему дал такое имя нелюбимому сыну. Но нелюбимый в семье сынок стал самым любимым сыном Яхве среди земных детей. В Давиде Яхве увидел прообраз воплотившегося собственного Сына.
Много было святых людей.
Авраам обладал сильнейшей верой, прообразом той черты которую позже явит нам Христос.
Исаак смиренно дал себя принести в жертву как это сделал Христос.
Иов как Христос претерпел невинное страдание.
Моисей стал создателем религии и удостоился видеть Бога. Как и Христос основал новую религию и Бога явил.
Пророки пророчествовали и творили чудеса. Как и Христос чудотворил и пророчествовал.
Соломон был самым могущественным царем Израиля, как прообраз мудрого Царя мира - Христа.
Давид же все эти качества Мессии соединил в себе, и тем стал прообразом Христа, которого так и называли - сын Давидов. Самые важные пророчества о Христе - это в псалмах. Духовная жизнь Давида - это введение в духовную жизнь Христа.
Вот лежит Давид на постели и с Богом интимно беседует. Без громов и молний без огня и ветра - как сын и отец. У Бога и Давида поистине сыновние отношения. Если читать историю Давида, то видно, что Давид часто спрашивал воли Бога, на себя не полагался, и узнав волю никогда ей не перечил.
С одной стороны, Давид царь, суровый воитель, судья. Но с этим одновременно Давид - это дитя Бога. Он Ему поет, слагает стихи. Когда Ковчег завета переносят в Иерусалим, Давид, этот муж 37 лет скачет от радости как ребенок.
Давид сурово правит, а ночами на постели говорит с Богом, плачется ему, просит о помощи или наоборот радостно благодарит. Его религиозность настолько не вписывается в образ царя, что вызывает непонимание даже у близких.
Нет такого человека во всей Библии, раскрытию личности которого уделено так много внимания и места как Давиду. Даже о личности Христа мы знаем меньше, и многое о Христе мы узнаем в виде аллюзий Давида. Собственно, история Давида это и есть сердцевина библейской концепции личности, и вероятно всей библейской истории (Давид - это центр эпохи заветов).
Сама история Давида представлена в Писании в виде двух подробных и больших контуров.
С одной стороны, это летопись и рассказ о жизни и деятельности Давида. Рассказ очень подробный, в котором повествователь пытается максимально многогранно показать эту личность.
С другой стороны, это автобиография самого Давида, который уже свою личную внутреннюю историю представляет нам в виде псалмов.
И если летописание - это целый ворох событий и политических, и религиозных, и личных, то псалмы - это поэтические стенограммы разговоров Давида и Элохим. Пишу именно Элохим, ибо Давид был удостоен быть свидетелем, а может и участником Великого совета Элохим, на котором обсуждался приход Мессии: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пса.2:7).
Давид наиболее интимнее из всех с Богом общался, и так Его полюбил, что, когда Бог скорбел, Давид Бога пожалел, Давид Богу посочувствовал: «Посочувствую, пожалею тебя, Господи, крепость моя!» (Пса.17:2). Давид духовно переживает то, что в будущем и духовно и телесно переживет Мессия. Помните: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?», «пронзили руки мои и ноги мои»? (Пса.22)
Но все эти успехи Давида, которых ни до, ни после него не было, оттеняются и ограниченностью человека, которая проявилась у Давида грехом. Давид, этот прообраз Христа, этот сверхчеловек Ветхого завета, имеет, однако свой предел, который без Христа преодолеть уже нельзя. Оно и не удивительно, ведь пока Христос не упразднил всесилие греха, все потуги человека спастись безсмысленны. Но все равно в случае Давида и учитывая те недосягаемые высоты, к которым он поднялся, победа греха над ним особо драматична.
И Библия нам передает весь этот трагизм. Ни об одном грехе в истории - будь то Адама, Каина, Нефилим, Хама, Вавилонской башни, предательство Иуды или заговор первосвященников против Христа, - Библия не говорит так много и подробно, как о грехе Давида.
Другие грехи эпичны, масштабны, страшны, а грех же Давида это банальная бытовуха: Давид ебет чужую жену, а мужа ее убивает. И об этом Библия дает нам эпичный рассказ. Почему? да потому что от этого греха пал величайший из людей, наиболее богоподобный человек до Христа.
После этого падения все у Давида (а вместе с ним и у всего еврейского народа) пошло к закату. Дети стали убивать друг друга и пытаться скинуть отца; на старости он оказался одинок и почти всеми покинут; его сын великий Соломон к концу жизни предаст Яхве; почти все его потомки-цари окажутся кончеными неадекватами, что приведет Израиль и Иудею к краху.
Но Давид всё-таки был величайшим из людей. Он понял к чему привел этот грех. Но Давид не был бы Давидом. Он не пал духом и не впал в отчаяние. Давид согрешил, но остался верен Богу. Соломон не грешил, а Бога предал. Поэтому ради Давида Бог миловал его потомков.
Интересная история из конца его жизни. Как известно Давид был, что называется, больным на передок. У него было несметное количество жен и наложниц. Но когда Давид состарился вдруг оказалось, что его просто некому ночью буквально согреть. Все жены занялись интригами в борьбе за престолонаследие.
И верные слуги решили потешить старика. Они организовали конкурс «мисс Израиль» и победительницу самую красивую девушку подарили царю в качестве наложницы. Она ему прислуживала, по ночам грела его своим телом, но Давид так и не трахнул ее. Давид победил в себе страсть баболюбства и аленизма. Чего не скажешь о его сыне Соломоне.
И Бог не оставил Давида без надежды и великого утешения. Бог пообещал, что именно из потомков Давида выйдет спаситель мира, воплотившийся Яхве которого будут назвать сын Давидов.