День прожит не зря -
сходили на "Парсифаля", в составе мы и старший ребенок. Постановка в итоге моим мужчинам очень не понравилась, и были причины. Опера поставлена в модерновой интерпретации - сценография скорее удачная, но костюмы и поведение героев на сцене - из рук вон.
На сцене была сделана светящаяся изломанная дорога, уходящая вдаль, составлена из платформ, поднимающихся и опускающихся независимо. При сценах со святым Граалем, сзади и спереди сцены опускались прозрачные занавесы, на которых были намечены очертания готических украшений соборов, геометрические формы такие.
Пели все хорошо (это уже удача в нашей опере). Парсифаль был щупленький, низкорослый, с залысинами и суетливой пластикой движений. "Дикая женщина" Кундри пела очень хорошо и много, но режиссер заставил ее ползать пластом бОльшую часть спектакля, а также валяться в разных позах, в основном в ракурсе "кормой вперед". Корма была убедительная такая, как случается у оперных певиц.
Сцена, где Парсифаля соблазняют "девушки-цветы" в райском саду - какой-то неприличный прямо отстой, картинки из журналов Плейбой 70х годов, показанные на вращающихся экранах-зеркалах. Эстетика примитивного вчерашнего дня, и уж всяко - не кандидат на то, чтобы соблазнить великого арийского героя.
Третья опера (или третий акт, они там мощные все такие) вся проведена в стилистике бомжиков в тряпье, разливающих на троих. Не только костюмы лучше подошли бы, например, в оперу Мурадели "Октябрь", но и кучкование троих героев все время в тесный междусобойчик, и какие-то там разливания в горсточки (умащают... омывают... крестят... благословляют...) - как только что от ларька отошли. Добавьте к этому Парсифаля, окутанного красным плащом (не отличить от знамени) - и картина маслом будет полной. Вообще-то, по классическому сюжету, он должен выходить в сияющих латах и в шлеме с пером, как типичный рыцарь святого Грааля.
Как раненый король Амфортас размахивает этим самым Граалем - ну точно пивной кружкой!
Про саму историю я молчу - понятно, что без поллитры там и не разберешься. На ночь я пыталась внятно изложить сюжет Парсифаля Фенечке - понятна только история выращивания его матерью в лесу, чтобы уберечь от школы... армии... крестовых походов (в которых погиб его отец). Все остальное не только не обосновано никак, но и мало связно, но я так понимаю - так Вагнер и задумал.
Как ни странно - в целом ощущение правильно сделанного дела у нас осталось. Вагнера ставят редко и мало, не знаю - представится ли кому-то из нас троих еще случай послушать его в другом исполнении. Для привлечения внимания добавлю и картинку себя - я, кажется, насладилась лучше всех, систематически прикрывая глазик на Парсифаля и воспринимая все только на слух:)
Я с удивлением снова вспомнила - какая доступная у Вагнера музыка. При слове "Вагнер" как-то кручинит тоска, намекающая на тонно-километры партитуры - но зря. Легкая в восприятии, много красивых мелодий, гармония и оркестровка традиционные, хорошо ложатся на душу.
Скопировано с
https://kondratea.dreamwidth.org/604476.html. Комментировать там:
OpenID,
или тут.