Здравствуй, Егор!
Я прочел два твоих романа («Маяки» читал давно, буду перечитывать.), «Асур» и «Самбхала». Оба мне понравились. Самбхала больше. Напишу немного о нем.
Сразу тебя похвалю. Оба романа находятся на отличном уровне. Я даже считаю, что ничем они не слабее общепризнанных произведений популярных авторов, а на мой вкус и лучше. Они вполне самобытны, чувствуется, что автор ни под кого не подстраивается, а пишет свое. И это ценно.
Ты, наверное, не умеешь себя рекламировать, не умеешь предлагать, а, еще более вероятно, зловредная судьба у тебя такая, что ты пока не прославился и, я полагаю, не получил за свой труд достойного материального вознаграждения. Что, конечно, несправедливо.
В «Самбхвале» есть просто поразительно классные и сильные места. И, в целом, роман хорош. Есть у меня единственная критическая претензия. Я сейчас ее опишу. Но, вообще-то, она не принципиальна по большому счету.
Я считаю, что «Послесловие» очень сильно портит концовку и даже не вяжется с общим духом романа. Полагаю, что у тебя были резоны его написать (я даже имею предположения какие), но для меня оно, ну не ложка дегтя все-таки, но что-то лишнее, неуместное.
Теперь поясню. Дэва Мирланд, несмотря на массу отрицательных у нее свойств, все-таки вызывает положительные чувства у читателя. Это и сострадание, ведь ее ослепили, а в описании последнего боя у читателя остается впечатление, что она погибла, причем, довольно героически. В конечном итоге, ведь и Вадим выживает именно благодаря Мирланд, и она, несмотря на характерный для дэвов цинизм и презрение к низшим существам, выполняет свое обещание не получать приз за Вадима.
Конец романа выписан отлично. Жуткий, кажущийся непобедимым дэв, Солмир Лучезарный, погибает, фактически убитый Вадимом. Мирланд становится победителем в игре, излечивает Вадима и даже говорит ему удивительные для него слова, что он очень сильный человек. Отличная концовка. Послесловие поэтому выглядит нелепо и уничтожает мой читательский восторг от созерцания торжества справедливости. Да, увы, локальной справедливости, ничего в мире не решающей и не меняющей, но все-таки справедливости. Наш мир спасен, Вадим обрел любовь хорошей женщины и уважение сильных мира сего. И, вдруг, оказывается, что происшедшие в мире дэвов и асуров события стерлись, Милдред погибла, а эта мерзкая гнида Солмир Лучезарный жив, здоров и торжествует. Как говорится, «баба Яга против». Я - против. Я понимаю, это - правда мира (черт бы ее побрал). В мире нет торжества справедливости, все еще в добавок смертны, но, кроме этого, перед тем как умереть, эти мерзкие твари, населяющие разнообразные бесчисленные миры, успевают наплодить океаны мерзости и зла. Короче, я против.
По своим выношенным и тщательно продуманным в течение жизни убеждениям я считаю, что после смерти абсолютно любое существо (не имеет значения, каким оно было и что оно за жизнь натворило) становится просветленным, так прекрасно тобой описанным, лишенным навсегда 84000 потоков помутнений.
И после этого пребывает вечности, которая никогда не начиналась и никогда не закончится.
Есть вечность, а всего остального, можно считать, нет.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий