Мой комментарий к записи «"Путешествие в Элевсин"» от cotovsky в ru_pelevin

Dec 27, 2023 23:54


В свое время я плотно занимался этой проблемой и, можно сказать, четко решил ее для себя. Попробую коротко сказать несколько слов на эту тему.

Представление о душе, переходящей из существования в существование, есть, конечно, верование, поскольку даже самые лучшие доказательства разбиваются скептицизмом а ля Декарт. Напомню. Декарт провел мысленный эксперимент, в котором усомнился во всём. ВСЁМ! Можно представить себе могущественного Демона, который имеет безграничные возможности внушать любые иллюзии. И тогда - все иллюзия, и мир, и Бог, и мораль, и люди, и так далее. Но есть одна несомненная вещь, это способность сомневаться, т.е. мыслить. В общем, несомненна одна вещь: я - существую.

Но у жесткого и бескомпромиссного скептицизма есть одна серьезная болевая точка. Как можно усомниться в чем угодно, так и быть может что угодно.

У Набокова в романе «Отчаяние» есть размышления героя, в которых он предельно четко и просто обосновывает мнение, что ни Бога, ни загробной жизни нет.

В философии для меня есть очень высокий авторитет: А. Шопенгауэр. Он показал, что существует внемировая сущность, нечто абсолютной вечности, которая по загадочной причине размножилась в индивидуумы. Эти штучки, индивидуумы, постоянно возникают и тут же исчезают. Жизнь кажется долгой и наполненной многозначительными событиями, но в сущности в ней есть только начало и конец. Шопенгауэр был атеист и философ, а потому он не позволял себе пускаться в предположения и мистику. Максимум мистического (или телеологического) в его учении есть предположение, что это вековечная сущность путем создания индивидуумов пытается что-то о себе узнать. Ну, я слегка упрощаю.

Внимательно читая и перечитывая Шопенгауэра (ну, и размышляя самостоятельно), я понял, что главное действие Wille (так назвал эту сущность А.Ш. - стремление, желание) это заставить индивидуумов страстно желать жить. Следствием этого желания жизнь и является. А путешествия души только возможная частность. В смерти индивидуум исчезает полностью. Но ведь индивидуумы разные. Есть такие, которые хотят снова родиться, да, и еще помнить, кем они были в прошлом рождении. Другие, пытаются вспомнить предыдущее воплощение. Конечно, ничего такого за пределами мира нет. Но Wille создает индивидуумов с широким диапазоном свойств. Ведь и устрица, и муравей, такие же индивидуумы, как Шопенгауэр или Сократ. К тому же переживание жизни может быть таким, как имеется, но может быть и каким-то совсем другим. И, главное, то, что в своей внутренней сущности знает индивидуум, собственно, и есть Wille.

Сам я пришел к некоему диполю. 1-я его сторона: нет множества индивидуумов, они только кажутся мне, кажутся существующими, но индивидуум есть один, это - я. 2-я сторона: индивидуумов может быть сколько угодно, собственно, они и есть в наличии, которое я наблюдаю либо непосредственно, либо умозрительно (книги, энциклопедии, предания, где все есть: предки, другие виды, все умершие или когда-то жившие). Оба диполя созерцаются и мыслятся мной в любой момент, когда я захочу. Если я захочу перестать быть чем-то, то буду Wille. Если захочу жить другие жизни или вспомнить предыдущие, то и это возможно, как я знаю из писаний философов, мистиков, оккультистов, разнообразных визионеров, да, что там, у меня в моей жизни есть воспоминание о прошлой жизни, смутное и странное, но несомненное. И не говорю еще о других разнообразных мистических опытах и переживаниях. Во втором состоянии есть тот подвох, что, собственно, нет никакой предсказуемости. И, возможно, есть какие-то условия, о которых я не знаю. В общем, я выбрал первый вариант. Жизнь надо дожить, а возвращаться в нее не надо. А стремление жить я смог ослабить в себе до вполне приемлемого уровня.

ЗДЕСЬ ОБРЫВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Previous post Next post
Up