На этой неделе в Лондоне была встреча выпускников с участием Сергея Маратовича. Про происходившее там, я думаю, напишут и без меня (см., например, последний пост
ecostudent, думаю, потом кто-нибудь напишет более подробно). Мне скорее хочется написать о собственном разочаровании.
Я разочарован в публичной (и иногда, непубличной) реакции вовлеченных сторон на происходящее. Позиция Сергея Маратовича повергает в недоумение. "Честный человек, живущий в Париже", согласившись с проблемами индекса и привязанного к нему продукта, не может обратиться к британским регуляторам или в Сити. Ему мешает Лубянка, "рука Москвы" и Следственный Комитет, отслеживающий коммуникации Сергея Маратовича и представляющий опасность для всех участников этих коммуникаций. Каждый, наверное, решает для себя, но лично мне такая позиция не кажется достойной честного невиновного человека, случайно оказавшегося вовлеченным в сомнительную историю.
С другой стороны, еще более изумляет полное отсутствие хоть какой-то реакции со стороны РЭШ. Особенно в свете того, что по утверждению Сергея Маратовича, РЭШ имеет право с месячным уведомлением отозвать свое имя с индекса, и что Сергей, с его слов, рекомендовал Симеону Дянкову это сделать (об этом тоже пишет
ecostudent). РЭШ продолжает быть Index Advisor'ом, расчитывать индекс, в связи с которым, скажем политкорректно, теряют деньги российские пенсионеры и, судя по всему, надеется, что история со временем затихнет сама собой. Мне кажется, это большая ошибка. История не затихнет и я думаю, со временем о ней будут писать ведущие СМИ.
Отсутствие реакции со стороны Сити и ВЭБа (по крайней мере, публичной), не так сильно удивляет, но все равно разочаровывает. Даже если историю удастся замять, репутационный урон все участники уже понесли. Думаю, уже сейчас Сити должно быть намного труднее делать бизнес с российскими гос. структурами. С долгосрочной точки зрения гораздо лучше было бы провести открытое расследование, наказать виновных и сохранить репутацию честного банка, который по мере возможности борется с подобными сомнительными сделками. Сейчас (по крайней мере, среди моих знакомых) Сити воспринимается скорее как рассадник коррупции, причем публичные скандалы в других юрисдикциях, естественно, не способствуют укреплению репутации банка :)
В целом, я думаю, что участники скандала ошибочно ожидают, что все утихнет само собой. Расследования в финансовом мире всегда происходят небыстро, но на текущем этапе логическое завершение разбирательства кажется неотвратимым. В этой ситуации оптимальной стратегией была бы максимальная публичная помощь в раскрытии обстоятельств дела. В случае собственной невиновности это позволит быстрее очистить свое имя. В случае виновности это дает возможность правдоподобно отрицать свою роль в произошедшем. Почему все поступают ровно наоборот, мне искренне непонятно.