Кабардино-Балкария как внутреннее зарубежье. Владимир Каргин. Часть 8.

Mar 08, 2013 11:36


Виртуальные миры

Далее мы поговорим о виртуальной реальности, которая, говоря словами Маркса, может стать огромной материальной силой(«идея, овладевшая массами, становится огромной материальной силой»). Евгения Хасис наблюдала действие этой виртуальной реальности(идеи «Мордовия не Россия») на заключенных, вернее, на их умонастроения. Далее мы поговорим о виртуальных мирах, которые создают кабардино-балкарские политики и общественные деятели. И как эти виртуальные миры воздействуют на общественное сознание.

Пользуясь знакомством с публицистом и блогером Андреем Епифанцевым, разместил в его блоге ряд заметок, которые, не скрою, писал крайне торопливо. Потом осознал, что написанное следует переосмыслить, переработать в форме книги. Книги, написанной читателем. Преодолеть все огрехи и недостатки предыдущих писем и заметок.

Началось все с радиопередачи «Кавказская политика с Андреем Епифанцевым», посвященной репатриации сирийских черкесов. В этой передаче выступил публицист и блогер Владимир Карданов. Меня поразила негативная реакция так называемой черкесской(националистической) блогосферы на это выступление, которое безоговорочно отнесли к античеркесской пропаганде. Я попытался разобраться в этом явлении-мое первое письмо называлось «Что такое античеркесизм?» И уже в одном из комментариев к первому письму мои заметки отнесли к геббельсовской пропаганде. В своих письмах спорил не только с теми, кто меня отнес к античеркесизму и геббельсовской пропаганде, спорил с Ибрагимом Ягановым, Валерием Хатажуковым. В какой-то мере не соглашался с Владимиром Кардановым. Затем, изучив его блог, узнал, что Карданов адепт СССР и продолжает жить в виртуальном СССР, это его осознанный выбор. Это его право, которое не собираюсь оспаривать.


Работая над книгой «Кабардино-Балкария как Внутреннее Зарубежье» понимал, что «Внутреннее Зарубежье» в духовном, ментальном плане это как «внутренняя эмиграция», в которую уходили люди не согласные с большевиками или нацистами. Внутреннее Зарубежье как явление многомерное понятие. Мне встречались люди, которые живут с ощущением нахождения в некоем виртуальном «Внутреннем Зарубежье». Пусть таких встретил мало, но они есть. Когда Кабузан наблюдал начавшуюся дезинтеграцию СССР, то он применил этот термин, исходя из собранного им богатого эмпирического материала.

Я столкнулся с творцами «виртуальных миров» в блогосфере, особенно в националистических сайтах.   Эти «националистические виртуальные миры» враждебны друг другу. В какой-то мере это «зеркальная война» национализмов. Русские националисты похожи на черкесских националистов, их цели идентичны. Они хотят создать национальные заповедники. Одни для русских, другие для кабардинцев, шапсугов, адыгейцев, черкесов. Образно говоря, они живут в вымышленном, виртуальном мире, который влияет на язык, поведение, моделирует жизненные стереотипы и поступки.

К примеру, бывший главный редактор «Кабардино-Балкарской правды» Суфьян Жемухов участвуя в конференции Британской Академии наук, выдвинул идею, которую влиятельная газета «Нью-Йорк Таймс» назвала «идеей дня». Он предложил России признать «черкесский геноцид» и принять программу по возвращению репатриантов и их обустройству. Взамен этого благодарные черкесы, руководствуясь нормами «Адыгэ Хабзэ», отказываются от репараций, положенных России за геноцид. Когда я прочитал это, то первая мысль-Суфьян Жемухов живет в неком виртуальном мире, который выстроен согласно концепции геноцида адыгов. Скорее всего, в его арсенале тьма подобных поступков. Он чем-то напоминает одного римского сенатора, который любое свое выступление в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен».

Или Ибрагим Яганов. В одном из интервью он сказал, что сейчас у него нет родины, он живет на чужбине. Родиной Адыгэ Хэку(Земля адыгов) станет в случае выполнения ряда условий. Создание единого Черкесского государства в рамках Российской Федерации, куда войдут Адыгея, КБР, КЧР, другие утраченные адыгами земли. Возвращение миллионов репатриантов на «историческую родину», как это делали и продолжают делать израильтяне в отношении еврейской диаспоры(алия). Признание Россией геноцида адыгов и сопутствующие этому юридические обязательства. «Мы народ, живущий на чужбине, и только национальная идея может нас объединить… . «Простые люди в первую очередь сами должны стать черкесами в полном смысле слова-соблюдать Хабзэ и разговаривать на черкесском языке. Все эти понятия, к великому сожалению, на сегодняшний день размыты. Мы даже преимущественно общаемся на русском языке. Мы должны показать всему миру, что мы нация, что мы выжили в этих сложнейших условиях, и что мечтаем о своей родине и государственности».

На одном из черкесских порталов прочитал об удивлении услышанной песней, которую спели репатрианты из Сирии. Они пели о своей родине, Голанских высотах, откуда были изгнаны израильскими оккупантами. А разве это их родина, спрашивали черкесы, кабардинцы, адыгейцы. Да, Голанские высоты это родина сирийских черкесов, они там родились и населяли эту землю в пять-шесть поколений. Было в этой части Сирии около двадцати черкесских деревень, их уничтожила израильская военщина, сравняла с землей. Об этом они сложили песни. Нормальная реакция. Родина-это место, где человек родился. Родина Шмулевича-Советский Союз, Россия, Ленинград.

Некоторые кабардинцы в ходе последней всероссийской переписи обозначили себя как черкесы. Мотивы разные. Кто-то поверил, что шапсуги, адыгейцы, кабардинцы, черкесы составляют «единую черкесскую нацию». Кто-то как Яганов считает, что у него нет родины и он ее потерял(перестал быть кабардинцем). Назвав себя черкесом он начал долгий путь на родину-Единое Черкесское государство.

Далее цитаты из Яганова: «Я очень хотел бы, чтобы черкесский язык изучали не только в Турции, но и у нас на родине. То, что у нас называется «родным языком» нельзя назвать обучением. Мало учить язык-на нем надо разговаривать. Без говорящей среды изучать язык нет смысла. В связи с чем я не вижу большой разницы на чем его учить-на кириллице или латыни(правильно латинице). Было бы лучше всего восстановить свою письменность на основе тэмгъэ. Такая надпись уже есть в Грузии на памятнике жертвам геноцида черкесского народа. Но это будет очень сложно, и не для каждого обывателя. Думаю, что неплохим выходом из ситуации будет переход на латынь(правильно латиницу). Я знаю около семи разработанных вариантов перехода на латынь(латиницу)».

Пиар Пшемахо Коцева

А вот какой виртуальный мир создавал несколько лет назад правозащитник Валерий Хатажуков. В начале 2005 года он двадцать дней провел в Стамбуле, Париже и Лондоне как руководитель республиканского отделения всероссийской общественной организации «За права человека» по приглашению работающего во Франции общественного фонда «Кавказский круг». Возвращаясь из Европы через Турцию, он стал участником очень важного события: на одном из старинных кладбищ Стамбула удалось найти могилу бывшего председателя правительства Горской республики Пшемахо Коцева. Место захоронения его не было известно. Представители адыгской диаспоры искали сведения в Интернете, в различных архивных источниках, потом кто-то(Хатажуков не указал имя доброжелателя, структуру, в которой он работает) посоветовал посмотреть на одном из старинных кладбищ, на котором давно уже не хоронят. Там и нашли могилу, на которой написано по-турецки «Бывший президент Северо-Кавказской республики». Коцев купил это место на кладбище для себя и жены в 1945 году, а умер 8 января 1962 года.

После этого Хатажуков стал активно пропагандировать личность человека, который способствовал выходу так называемой Горской республики из состава России. Известно, что он привозил в Кабардино-Балкарию дочь Пшемахо Коцева, которая живет в Пятигорске. В своей пропагандистской деятельности правозащитник добился желанного результата, теперь в КБР Коцева считают выдающимся государственным деятелем. Комментарий: Корреспондент «Российской газеты» Тимофей Борисов рассказал в студии Радио Свобода о тогдашних контактах(в 2005 году) Хатажукова с антироссийским деятелем из Турции Четинбаши. Он привел документальные свидетельства, что Четинбаши хвалил Хатажукова за антироссийские высказывания на конференции «Трагедия кавказцев: от прошлого к настоящему», что Четинбаши пригласил его на чашку чая, привел другие важные сведения, процитировал интервью Хатажукова турецкому изданию. Даже показал в студии фото, где Четинбаши и Валерий Хизирович! Хатажуков публично заявил по телефону в Радио Свобода(см. «Российскую газету» обвинили в фальсификации виновных в нальчикской трагедии». Дискутируют автор публикации и правозащитник из Нальчика), что не знает такого человека, как Четинбаши, не контактировал с ним в Турции, не был в Турции на митинге в память Масхадова. Что он даже звонил в Турцию и спрашивал, кто он такой, Четинбаши. И ему сказали там, что не знают.

Валерий Хатажуков занимался пиаром Коцева, также как он ранее занимался пиаром политических оппонентов Кокова в газете «Адыгэ Хэку». В его высказываниях о Коцеве не было объективности, это чистая пропаганда. А вот исследовательница Елена Жупикова в книге «Повстанческое движение на Северном Кавказе в 1920-1925 годах» видит Пшемахо Коцева в другом историческом контексте, далеком от восторгов и славословий в его адрес.

«В подготовке мятежа Н.Гоцинского принимало участие и Горское правительство, бежавшее после победы Советской власти на Тереке в Грузию. Встреча поручика А. Погодина с «группой лиц именовавших и именующих себя Горским правительством» произошла в Тифлисе. После «детального изучения направления» Погодин с возмущением писал Врангелю о том, что «эта группа лиц не имеет решительно никакого влияния на народ, который она возглавляет», что «народ отказывается от этих лиц и не допускает их появление на территории горских народов». Особое негодование Погодина «группа лиц»(он в своих докладах ни разу не назвал их правительством) вызвало тем, что она «все время делает потуги вести для русской государственности преступную политику и готовится к борьбе не с большевиками, а с казаками и вообще с русской государственностью(подчеркнуто Погодиным) с целью изгнания первых из Терского края и осуществление Горской независимой республики с полным отмежеванием от казачества и России.

Князь Меликов в июне 1920 года создал новое Горское правительство из лиц, угодных комитету и имевших влияние среди горцев. В него вошли некоторые члены прежнего его состава, бывшие члены Дагестанского парламента и другие лица: Сахдулла Гаджи Кациев, Джебашев, Алихан Кайтмасов, генерал Керселадзе, полковник Чавчавадзе, Ахмет Цаликов, Александр Дадиди, полковник Алиханов, Сулейман Данелиян и другие. Возглавить правительство было предложено внуку Шамиля Гази-Магомед-Саид-бею, но он отказался работать с ним. Премьером стал Пшемахо Коцев. Отделившись от правительства Коцева, «работала партия Бамматова-Кондухова», которого комитет хотел объединить с членами бывшего Дагестанского парламента, готовивших восстание в Дагестане и Чечне, но последние, по словам генерала Пиковского, не объяснив причины, «наотрез отказались».

Реформация Горского правительства не изменила его сути. Жалобы на него продолжают идти в Крым. Погодин, пристально следивший за ним, «выявил связь с преступной группой лиц с представителями штаба кемалистов в Тифлисе, Батуми и Трапезунде».

… Погодина возмущает, что «эта кучка авантюристов» получает «русские миллионы и проживает их на личные нужды, а отряды Голиева, Местоева и других до 10 сентября ни копейки от Горского правительства не получали»(Горское правительство, как следует из документов комитета, финансировали Врангель, Грузия, бывшее правительство Азербайджана). Далее Погодин писал, что чеченским разведчикам и юнкерам из Крыма, обратившимся за деньгами к Кондухову, тот ответил: «Деньги, присланные командованием, пошли на более важные в целях горских народов назначения». Борьба между врангелевским комитетом и Горским правительством закончилась победой комитета, который добился у грузинского правительства ареста 18 октября 1920 года главы Горского правительства Пшемахо Коцева «за контакт с Кемаль-пашою». Победе в значительной степени способствовало и то, что Г. Бамматов перешел на сторону комитета и выступил против Пшемахо Коцева и всего правительства. Оно потеряло вес в глазах Врангеля и перестало получать от него денежные субсидии».

КБР

Previous post Next post
Up