Это книга родилась из некоторых сильных чувств: любви, негодования, сострадания. Из отдельных мимолетных зарисовок, разговоров и размышлений. На протяжении небольшого исторического периода Кабардино-Балкария становилась государственным образованием в составе Российской Федерации. В начале 1991 года республика приняла участие в «параде суверенитетов», тогда определенными политиками был взят курс на преобразование Советского Союза в Конфедерацию суверенных республик. Вместо Конфедерации появилось 15 независимых государств, однако центробежные тенденции(латентный сепаратизм) присутствуют в ряде новых постсоветских государств, в том числе в России. К сожалению, за двадцать лет не удалось создать российскую политическую нацию-базис новой российской государственности. В ряде национальных республик причастность к общему, российскому прослеживается не очень отчетливо.
К примеру, в начале нулевых от КБР призывалось 1000 призывников, в 2012 году автору осведомленные лица не назвали цифру осеннего призыва, но сообщили, что призывная квота на КБР уменьшилась в разы в сравнении с началом нулевых.
В период «суверенизации» республики появились такие понятия как «граждане КБР», «Конституционный суд КБР» и даже(на некоторое время) «национальная гвардия КБР». Когда при Путине правовые акты КБР стали приводить в соответствие с федеральным законодательством, термин «граждане КБР» исчез. Однако процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным законодательством еще не завершен. К примеру, в противоречии с федеральным законодательством президент(глава) КБР назначает мировых судей.
В начале 80-х годов не было противопоставления Кабардино-Балкарии и остальной страны. Такое противопоставление возникло после «парада суверенитетов». В республике появилось устойчивое выражение «уехать на заработки в Россию». Распространенный в КБР плакат «Навеки с Россией» вызывает недоумение иностранцев и закономерный вопрос: «А разве мы не находимся в России?»
Внутри Российской Федерации стали образовываться территориальные анклавы, которые историк Владимир Кабузан назвал «Внутренним Зарубежьем». Термин Кабузана использовал в одной из своих статей политолог Сергей Маркедонов. Этот термин Кабузан впервые применил в книге «Русские в мире. Динамика численности и расселения(1719-1989 годы). Формирование этнических и политических границ русского народа». Санкт-Петербург. 1996 год. В период «суверенизации» были предприняты шаги трансформировать Кабардино-Балкарию во «Внутреннее Зарубежье». Об этом есть смысл поговорить. Тем более, Российская Федерация какими-то чертами напоминает поздний Советский Союз.
Судьба кавказского русского быть посредником между русскими и кавказцами. Цель книги помочь осознать складывающуюся реальность «Внутреннего Зарубежья», указать на попытки федерального центра изменить эту тенденцию, а также осмыслить место кавказских русских(русских КБР) в этой новой, промежуточной реальности.
Историк Яков Гордин писал в книге «Кавказ: земля и кровь»: «Сегодня любому трезвомыслящему и бескорыстному человеку ясно, что России и Кавказу никуда не деться друг от друга.(Чечня-это особая проблема, отнюдь не идентичная проблемам общекавказским). Единственный путь, не сулящий кровь и горе,-путь предсказанный Пушкиным и Лермонтовым. Путь терпеливого разгадывания психологических основ существования друг друга, что необходимо для взаимоадаптации. Это медленный непривычный для нас путь, но единственный. Требования национального реванша и сведения исторических счетов-политический наркотик, дающий мгновенное острое удовлетворение, а в долгосрочной перспективе-катастрофу».
Это размышления не писателя, не ученого, не профессионального публициста, не ангажированного политического или общественного деятеля. Как говорится, не состоял, не привлекался, не вступал. Взгляд наблюдателя, не отягощенного обязанностями писать то, что нужно определенным политикам или так называемому общественному мнению. При этом наблюдатель сознает, что предмет оказывает на него влияние, в чем-то искажает оптику наблюдения. Хотелось написать книгу, которую трудно назвать политкорректной не в силу представленного в ней негатива или неполиткорректных оценок, хотелось написать книгу от лица «безъязыкой улицы», тех, кто не может связно выразить свои умонастроения. Как-то мне довелось беседовать в электричке с русским, который со слезами на глазах, рассказывал об утрате своей малой родины-Киргизии. Теперь он здесь, вроде все нормализовалось, но тоска не проходит.
Лично мне не хочется отсюда уезжать и, тем более, бежать. И не хочется слышать крики: «Ваша земля за Доном». Моя малая родина здесь и мне бы не хотелось сдавать и предавать ее, сдавать и предавать память предков в угоду некой политической или геополитической конъюнктуре. Я отлично понимаю тех, независимо от национальности, кто эту землю покинул. Я также отлично понимаю тех, кто ее не хочет оставлять.
В конце 80-х годов, когда перестройка-перестрелка-перекличка набирала свои обороты, перед многими встал вопрос: уехать или остаться в Кабардино-Балкарии. Некоторые обеспокоенные и напуганные национализмом и сепаратизмом, просчитав последствия утверждавшихся в республике порядков, пришли к выводу, что их знания, умения, опыт не будут востребованы в новой реальности. Не будет здесь также нормального будущего для их детей, внуков. Значит, надо отсюда уезжать и обустраивать новую жизнь в России. Именно тогда началось противопоставление «Кабардино-Балкария-Россия». «Езжай в свою Россию» нередко можно было тогда услышать.
Кто-то решился здесь остаться и попытаться изменить жизнь к лучшему. Даже поучаствовать в сопротивлении негативу, который имел место и будет иметь место, если ему не противодействовать. Кто-то решил колебаться вместе с генеральной линией республиканской партии власти и подстраиваться под так называемое общественное мнение.
Толчком к написанию послужило чтение книги Гайто Газданова «На французской земле» лет 15 назад. Это записки участника французского движения Сопротивления. Гайто -осетин, великий русский писатель. Так вот он описал поведение советских людей во французских партизанских отрядах. Получился потрясающей силы документ. Белогвардеец, политэмигрант, масон Газданов пропел гимн советскому человеку! Вместе с тем в книге «На французской земле» есть еще одна важная тема-тема коллаборационизма, предательства и приспособленчества. Писатель оставил нам ценные свидетельства о типажах так называемого режима Виши. В этом курортном городке располагалось правительство марионеточного режима, союзного Третьему Рейху. Известно, что французов воевавших на стороне Гитлера было значительно больше, чем воевавших на стороне движения Сопротивления. Читая описания типов коллаборационистов, соглашателей, конформистов режима Виши, автор невольно проводил аналогии с теми человеческими типами, которые наблюдал на своей малой родине в 90-е и последующие годы. Отчасти, он наблюдал эти негативные человеческие качества и в себе тоже. Бесчестие, соглашательство, трусость и конформизм негативно влияли и влияют на кабардино-балкарское общество. Такие типажи автору наиболее известны среди русских жителей КБР. Дело не в том, что именно русские дают больше всего таких примеров, просто автор лучше всего знает русских, потому что чаще всего общается именно с ними. Разумеется, автор не ставит в один ряд режим Виши и современную Кабардино-Балкарию. Но мир устроен так, что конформное «молчаливое большинство» можно повернуть в любую сторону. Именно при его молчаливом попустительстве в КБР затруднена реализация проекта общероссийской политической нации. В создавшейся ситуации обвиняют федеральный центр и забывают об усилиях тех, кто способствовал превращению республики во «Внутреннее Зарубежье». Об усилиях тех, кто причастен к воспитанию нелояльного отношения к России.
Современная Российская Федерация оказалась точкой пересечения очень многих неблагоприятных факторов, осложняющих формирование государства современного типа. До начала первой мировой войны и последовавшими за ней революциями Россия была империей. В советский период, с одной стороны, декларировался интернационализм и формирование «новой исторической общности - советского народа». Но с другой стороны именно в СССР шло активное национальное строительство - и территориальное, и культурное. Фактически, это также была империя: локальная этно-культурная или религиозная единица вообще удобна для имперского правления. Пока работал репрессивный аппарат советского государства, все это было не так заметно, но как только его хватка ослабла, произошло то, что произошло - периферийные территории распались по швам, намеченным в самом СССР. Внутри современной Российской Федерации эти швы также существуют - в девяностые годы явно, сейчас, более латентно, и это чревато многими рисками.
Когда империи исчезают, начинается долгий и мучительный процесс формирования национальных государств. Посмотрите, что происходит в Африке после того, как она перестала быть пространством колоний, - на самом деле это ведь довольно страшная картина. Или возьмем Европу. После первой мировой войны здесь исчезли три империи: Австро-Венгерская, Османская и Российская. Российская империя, затем восстановилась - на очень специфических основаниях коммунистической идеологии. А вот болезненный и кровавый процесс стабилизации национальных государств на территории двух других идет до сих пор - вспомните недавние события на Балканах, Югославию или посмотрите на сегодняшние события на Ближнем Востоке. То, что Владимир Кабузан называл «внутренним зарубежьем» - опасный процесс, который формирует предпосылки для подобных возможных сценариев.
Зарождение Внутреннего Зарубежья
Известно, что СССР создали коммунисты в союзе с националистами. Переродившиеся коммунисты вместе с националистами его разрушили. СССР рассматривался как государство, главными субъектами которого выступают не граждане, а социалистические нации. Фактически, Советское государство воспринимало этнические группы в качестве главного субъекта политики и государственного права. На практике это означало формирование представлений об этнической собственности того или иного этноса на территорию, обозначенную как национальная республика, автономная в составе национальной республики или этнически сконструированный район.
Горбачев назвал перестройку в 1987 году революцией. Главный вопрос революции-вопрос о власти и собственности. Национальные советско-коммунистические элиты стали главным субъектом этой революции. Их притязания возникли не на пустом месте. В СССР существовала «теневая экономика» и значит, кадры будущей буржуазии. В национальных республиках «теневики» постепенно срастались с партийно-советской номенклатурой. Интеллигенция национальных республик, как правило, была настроена националистически и русофобски. Перестроечные процессы эти настроения сделали из завуалированных и тайных, открытыми и явными. Следует также отметить такой важный момент как срастание криминалитета национальных республик с элитой и правящими кругами. В Кабардино-Балкарии все эти явления в той или иной степени присутствовали. Накануне перестройки в 1975-1980 году на территории Кабардино-Балкарии и соседних с ней Карачаево-Черкессии, Северной Осетии и Ставропольского края, действовала банда Османова. Это было не просто криминальная группа, а группа антисоветской и антигосударственной направленности, связанная с мусульманским подпольем. Наличие такой банды яркий показатель, что накапливающиеся в обществе негативные моменты выплескивались в такие эксцессы, это своего рода прелюдия к той волне терроризма, который охватил Кабардино-Балкарию в постперестроечный период ее истории.
С конца 80-х годов в Кабардино-Балкарии вырабатываются различные подходы к перестройке, которую Горбачев сравнил с революцией. Накануне перестройки в КБАССР правящая партийно-советская номенклатура установила паритет должностей, которые поделили между влиятельными кланами и влиятельными политическими фигурами. Появились так называемые «кабардинские», «балкарские», «русские» должности. Смещение с поста первого секретаря обкома КПСС Тимборы Мальбахова на первый взгляд нарушило этот паритет. Ключевой пост в республике в октябре 1985 года занял приезжий, чужак Евгений Елисеев. Это всколыхнуло националистические круги в Нальчике, национальной интеллигенцией было воспринято крайне болезненно. Но не привело к демонстрациям и беспорядкам как в Казахстане, когда в Алма-Ате в 1986 году сместили Кунаева. Этому несколько причин. Перестройка только начиналась и еще не все осознали, как следует себя вести в новой реальности. Но главное в другом: правящая партийно-советская номенклатура была готова к приему «варяга». По словам моего знакомого, бывшего партийного работника, Елисеев уже через месяц понял, о чем говорил в кругу приближенных, что он будет в республике чисто номинальной фигурой, и все вопросы будут решать более весомые местные национальные кадры. Такие, как, например, Валерий Коков, который сперва при Елисееве был секретарем по сельскому хозяйству, потом вторым секретарем и, наконец, правда, на непродолжительное время(с 21 февраля по 1 сентября 1990 года) первым секретарем обкома КПСС. Именно Коков становится неформальным лидером кабардино-балкарской партийно-советской номенклатурной элиты. Именно он будет главным инициатором изменения статуса республики. Будучи председателем президиума Верховного Совета КБАССР Валерий Коков был инициатором принятия на сессии Верховного Совета КБАССР 31 января 1991 года Декларации о государственном суверенитете, согласно которой Кабардино-Балкария отказывалась от статуса автономной республики и провозглашала себя субъектом непосредственно СССР. Но этому предшествовал ряд событий.
В конце 80-х годов в республике стали создаваться организации, однотипные с народными фронтами Прибалтики, Украины, закавказских республик. Образовались общественно-политические организации кабардинского, балкарского народов, чуть позднее о самоорганизации задумались русские Кабардино-Балкарии. Создавали организации осетины, корейцы(одна в республике ориентировалась на Северную Корею, другая на Южную), немцы. Образовавшиеся организации по-разному себя заявляли. К примеру, активисты «Адыгэ Хасэ» были недовольны наплывом в Кабардино-Балкарию беженцев из Баку, Нагорного Карабаха. Это недовольство проявлялось различным способом: от делегаций в обком до демонстраций протеста. Для немцев актуальной была тема возрождения немецкой автономии в Поволжье. Увидев, что этот вопрос не будет решен, немцы стали выступать за ускоренный выезд в ФРГ на ПМЖ. Кабардино-Балкария была идеальным местом для такого транзита. И сюда из Казахстана и Сибири стали переселяться немецкие семьи. Отсюда было проще выехать на ПМЖ в Германию.
Для меня так называемая перестройка-это время многих возможностей, вариантов исторического развития. Все зависело от конкретных усилий людей, их интеллекта, смелости, политического и гражданского опыта. Вместе с тем, это время обнажения сути явлений, людей, стран, народов. Это время напряженной интеллектуальной работы в условиях новой информационной политики. Можно сказать, что для русских Кабардино-Балкарии этот короткий исторический промежуток времени стал временем поиска идентификации. Кто мы? Граждане большой России-СССР? Граждане РСФСР? Или граждане КБССР, государственного образования, где усиливаются позиции сепаратистов и этнократов?
В Кабардино-Балкарии важным этапом перехода в новую реальность стало обсуждение проектов Декларации о государственном суверенитете Кабардино-Балкарии. В стране начался «парад суверенитетов».
Приведу примеры такого обсуждения в двух районах-Прохладненском и Майском, где преобладают численно русские. Вот выдержки и отрывки из газетных статей 1990 года:
«Высший надзор осуществляет Конституционный надзор, образованный из представителей трех народов-кабардинского, балкарского и русского. А представители других народов? КБССР регулирует миграционные процессы. В неперегруженные русские населенные пункты будут заселять репатриантов? А не приведет ли это к росту напряженности в межнациональных отношениях?», -спрашивали неравнодушные жители Майского и Прохладненского районов в опубликованных письмах читателей.
Гаврилюк, председатель Прималкинского сельского совета: «Проект «Адыгэ Хасэ» ориентирует республику на изоляцию от РСФСР и СССР. Проект о гражданстве КБССР, за гражданином КБССР не сохраняется гражданство РСФСР и СССР. Гражданство КБССР, по предложению Заура Налоева, распространяется на всех зарубежных адыгов. Придание государственного статуса кабардинскому и балкарскому языкам. Создать независимую банковскую, кредитно-финансовую систему КБССР. Собственные Вооруженные Силы. Собственные внутренние войска и органы безопасности. Необоснован проект Тёре(балкарская организация) о федеративном устройстве Кабардино-Балкарии. Проект Верховного Совета республики более взвешенный. Недостатки проекта есть. Нужен механизм, делающий более надежными права и свободы граждан. Необходимо признать приоритет законов СССР и РСФСР над законами КБССР. Регулирование миграционных процессов противоречит международному праву. Исключить из раздела о внешней безопасности пункт, запрещающий использование граждан КБССР в межнациональных и межрегиональных конфликтах».
Из прохладненской газеты «Ленинское знамя», 25 сентября 1990 год. А Диденко:«О каком равенстве перед законом может идти речь, если приостановлена прописка на территории республики? Зарубежные кабардинцы и балкарцы имеют право прописки, граждане СССР нет. КБССР имеет право на долю в богатстве СССР и РСФСР. КБССР собирается проявлять заботу и защищать соотечественников за рубежом».
А вот из майской газеты «Ленинский путь» 13 сентября №110, 1990 год. Отрывок из статьи «Экскурс в историю края» Владимира Котова. «Партия устранилась, так тут же знатоки прошлого заговорили о национальном единстве, о нестерпимых обидах вековой давности. Как можно выпятить свое национальное достоинство? Только за счет унижения соседей. На глазах всего мира совершилась непристойная трансформация. Начали с поднятия престижа языков, а закончили поножовщиной… .
Дискуссии в Верховном Совете КБАССР дают повод насторожиться. Мы не можем пройти мимо закона о прописке в КБАССР. В своей инвективе закон несет угрозу русскому населению, являясь чисто полицейским, таит угрозу национализма. А это и есть межнациональное разобщение, этническое противопоставление интересов. Созданное три года назад национальное общество «Адыгэ Хасэ» в своей начальной фазе несло заряд обновления обществу, многие конструктивные положительные моменты в своей программе. Но со временем набираясь сил, стало поворачиваться в сторону национализма.
… КБССР самостоятельно регулирует миграционные процессы, так записано в проекте. 4 сентября на заседании майской организации «Адыгэ Хасэ» раздавались дружные выкрики кабардинцев:«немедленно выселить турок и корейцев из района». Начнут с них, а потом? Закон о прописке одна из ступеней нарушения прав человека, провозглашенных ООН. Пункт, внесенный Налоевым и Кудаевым «КБССР самостоятельно решает вопрос возвращения на историческую родину соотечественников». Одно дело, когда за это выступает «Адыгэ Хасэ», другое дело, когда пункт, включенный в Декларацию о суверенитете, станет актом государственной политики. Пусть расшифруют смысл сказанного: сколько планируют расселить, где будут расселять, за чей счет. Если переселение будет осуществлять государство, значит, из бюджета республики. Как говорилось на заседании «Адыгэ Хасэ» в клубе спиртзавода, переселенцы улучшат этнический состав, то есть местную породу. В пункте 7 проекта «Адыгэ Хасэ» есть строка » КБССР заботится о генофонде народа и его молодого поколения». Сохранить генофонд можно такими способами: территориально изолировавшись от других национальностей, запретив смешанные браки. Прецеденты в истории: законы Третьего Рейха о чистоте расы, расистские законы ЮАР. Утверждая Декларацию с таким пунктом, даем дорогу расистским законам. В проекте «Адыгэ Хасэ» говорится: КБССР имеет право на собственные Вооруженные Силы. Допустим, они созданы. Против кого они будут направлены, если к власти придет «Адыгэ Хасэ»? Воевать с грузинами? Но на границе труднопроходимые перевалы. Самая протяженная граница с Россией. С ней воевать? С Северной Осетией тоже делить нечего. Мы знаем, как быстро находят врага внутреннего. Кабардинцев 48%, русских 32%, балкарцев 9%. Предложите пропорциональное представительство. Если этого не получится, то, чтобы остаться в составе СССР, необходимо выйти из состава республики».
30 января 1991 года была принята Декларация о государственном суверенитете Кабардино-Балкарской советской социалистической республики. Провозглашение суверенитета означало: верховенство, самостоятельность и неделимость власти в республике в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях, за исключением полномочий, делегированных добровольно РСФСР и СССР. Республика становилась равноправным субъектом государства, сохранялось ее единство, расширялись ее права, закрепляемые в соответствующих договорах. Государственными языками на территории Кабардино-Балкарии провозглашены кабардинский, балкарский и русский языки, гарантировано свободное развитие и использование других языков народов нашей страны. Особое внимание уделялось проблемам полного восстановления прав репрессированного балкарского народа, а также возвращение на историческую родину соотечественников, проживающих за рубежом.
Противники националистов и сепаратистов пытались объединиться. В Нальчике 11 марта 1991 года создали ОПО «Россияне». В оргкомитет вошли хозяйственные руководители Новиков, Кулик, Попович, Ларин, Романтеев, актер Анферов, профессор Мирошников, журналист Михальков, партийный работник Беднев, председатель Прохладненского райисполкома Быков(взято из тетради, которой более двадцати лет, тогда не записал имена и отчества, только фамилии). Кроме «Россиян» в республике действовали Терско-Малкинский казачий отдел во главе с атаманом Михаилом Клевцовым, Общественно-политические движения «Славяне», «Вече». Один из лидеров движения «Россияне» Виктор Попович выступал с идеей суверенности личности, которая превыше суверенитета республики. Активно выступавший с демократических позиций ученый Владислав Болов заявлял, что надо бороться в Кабардино-Балкарии за такую демократию, которая будет наднациональной.
Три дня в августе 1991 года привели к ускорению центробежных тенденций и к распаду СССР. В эти дни руководство КБССР во главе с Коковым встречалось с Геннадием Янаевым. После того, когда стало ясно, что Ельцин выиграл, а Горбачев проиграл, противники кабардино-балкарской властной элиты объявили так называемый бессрочный митинг с требованием отставки руководства республики. Так как Коков «засветился» встречей с Янаевым и не осудил ГКЧП, то под давлением бессрочного митинга 29 августа подал в отставку с поста руководителя Верховного Совета КБССР. На бессрочном митинге прозвучало немало выступлений враждебных русским. В Прохладном бессрочный митинг в Нальчике поддержала голодовкой небольшая группа сторонников кабардино-балкарских демократов(человек пять-шесть).
Это вызвало негативную реакцию. По материалам «Кабардино-Балкарской правды»:
«Был митинг в Прохладном, была и голодовка. Примечательно, чем она закончилась. Руководство Прохладненского района заявило, что если их представители(голодающих) не прекратят свои домогания, то прохладяне(так!) начнут формировать делегацию в Ставропольский край с вопросом о выходе из нашей республики и вхождении в Ставропольский край». Правда, все это осталось на уровне слов.
В школьном учебнике «История Кабардино-Балкария», изданном в 1995 году очень трудно понять, что происходило в республике после известных событий в Москве в августе 1991 года. Есть упоминание о съезде балкарского народа 17 ноября 1991 года. Но ничего не сказано о двух съездах кабардинского народа, которые прошли в 1992 году. Не обозначена позиция русских Кабардино-Балкарии, а они ее тогда выражали. В последующих изданиях школьного учебника ряд недостатков был устранен, но по-прежнему обойдена тема реагирования русских Кабардино-Балкарии на происходящее в республике.
Новый всплеск напряженности-выборы президента Кабардино-Балкарии. Зафиксирована реакция русских в отношении этой идеи. «Мы, работники госкооператива «Прохладненскагропромсервис» и малого предприятия «Прогресс» выступаем с призывом поддержки казачьей общины о бойкотировании выборов президента нашей республики. Нам не нужно отдельное государство типа Чечни. Введение института президента республики будет способствовать межнациональным распрям и раздуванию штатов. Всем гражданам республики надо объединиться».
А вот заявление прохладненских казаков: «Мы считаем себя по праву коренными жителями Кавказа. Это не противоречит международной конвенции и ни одному международному закону, признающему коренными жителями тех, кто прожил на данной территории свыше 10 лет. Приветствуем обретение балкарским народом национального суверенитета. Казачество тоже репрессированный народ со стороны российского правительства. В настоящее время в городе и районе нет общественно-политической силы, которая могла бы отстаивать интересы русскоязычного населения. Казачья община города Прохладного выступает инициатором проведения конференции всех народов, проживающих на территории Прохладного и Прохладненского районов. Повестка дня: выработка позиции населения города и района в связи с изменением общественно-политической ситуации в республике. Выбор делегатов на съезд народов Кабарды.
20 ноября 1991 года в прохладненском ДК «Водник» состоялся сход прохладненской казачьей общины, на котором обсуждалась ситуация в республике. Вопрос о провозглашении республики Балкария, вопрос о выборах президента КБССР. В сходе принимали участие Владимир Быков и Юрий Ларин. Было решено обратиться к жителям Прохладного, Прохладненского района провести конференцию для выработки позиции по этим вопросам. Выбрать делегатов на предстоящий съезд народов Кабардино-Балкарии.