Заметки на полях ненаписанного учебника современной истории Кабардино-Балкарии
Двадцать лет назад мне довелось наблюдать съезд кабардинского народа в Нальчике. Пытался делать какие-то записи, потому что понимал: на моих глазах творится История. Не предполагал тогда, что современную историю Кабардино-Балкарии будут также искажать, как это делают с историей Кавказской войны.
В 2008-ом мне на полчаса дали полистать солидный фолиант, выпущенный к очередной круглой дате(2007 год) «добровольного вхождения Кабарды в Россию». Прочитал второпях только одну главу, где речь шла о современной истории Кабардино-Балкарии. В написании этого роскошно изданного фолианта принимал участие солидный по численности коллектив авторов под руководством Барасби Бгажнокова. Как же в этой книге трактуется современность? Если коротко, то при Кокове были ошибки в руководстве республики. Но вот при Канокове все стало налаживаться. Вам это ничего не напоминает? В СССР после очередной смерти или снятия с должности генсека по такому принципу советские историки переписывали учебники истории.
Георгий Дерлугьян в книге «Адепт Бурдье на Кавказе»(главный герой книги Юрий Шанибов, руководитель Конфедерации горских народов Кавказа) в нескольких главах коснулся интересующей меня темы. Так в главе 6 «Борьба за советские обломки» в подразделе «Кабардино-Балкария: уход от революции» ученый приводит характерное признание Юрия Шанибова:«Если бы мы тогда пошли до конца, то сегодня я бы стал каким-нибудь диктатором, а наша республика скорее всего лежала бы в развалинах, как Чечня. Конечно, большинство наших бюрократов воры, но свергни их-и могло быть намного хуже».
В начале 90-х годов было впечатление, что я смотрю продолжение фильма Гайдая «Кавказская пленница». Товарищ Саахов объявил себя демократом, врагом Империи и ведет бескомпромиссную борьбу за государственный суверенитет и свободу народа, к которому принадлежит. Он поборник прав человека и всего джентльменского набора демократа-перестройщика. Однако за уже господином Сааховым тянется шлейф таких дел и делишек, что его высказывания воспринимаются без особого энтузиазма. Так же люди воспринимали речь товарища Саахова в фильме при открытии Дворца бракосочетаний.
О покойниках или хорошо или ничего. Мне хочется напомнить о характерном обмене репликами, который произошел в начале 90-х годов между двумя крупнейшими политическими фигурами, уже покойными. Имена называть не буду, но удержаться от цитирования не могу. «Вот ты называешь себя честным и говоришь, что поднял народ против прогнившей системы, которая состоит из нечестных и непорядочных людей,-спрашивал крупнейший политик КБР у известного оппозиционного деятеля Кабардино-Балкарии,- А сам торгуешь паленым чеченским бензином. Я о твоих делах все знаю, но не обращаю внимания, не говорю на людях, чем ты занимаешься. Так кто из нас все-таки лучше?».
Дороги Истории-дороги Свободы. Основные тенденции развития гуманистической цивилизации это освобождение личности от давления со стороны общества, превалирование индивидуального над национальным, секуляризация общества. Идеалами такого поступательного и прогрессивного движения являются технический прогресс, мир во всем мире, светское общество, не признающее разделения людей по конфессиональным или этническим признакам, общество равных возможностей, общество, основанное на рационализме и научном мировоззрении, общество, обеспечивающее свободу творчества и способное востребовать способности человека. Степень близости индивидуума к идеалу свободы прямо зависит от объективных возможностей общества, от того, может ли общество позволить себе предоставить индивидууму ту или иную степень свободы без ущерба для себя.
Сегодня мы оказались в мире, построенном «на борьбе каждого против всех». Одним из сильнейших орудий в этой борьбе является модификация поведения людей с помощью разного рода информационно-психологических воздействий.
Судя по реакции на письма Карданова в блоге Епифанцева, осмелившегося выступить против общепринятого мнения, кабардино-балкарское общество, когда в СССР была провозглашена идея возвращения в лоно гуманистической цивилизации, двинулось по какой-то другой исторической траектории. И сейчас мы видим результат этого движения. «Ату его, какой-то музыкантишка смеет высказывать свое мнение!».
Я уже писал о реплике Валерия Хатажукова по поводу успехов кабардино-балкарского гражданского общества в первой половине 90-х годов. Сначала я эту реплику воспринял негативно, но потом понял, что он прав. Дело в том, что не всегда формирование и развитие структур гражданского общества предполагает движение по пути Свободы, по пути гуманистической цивилизации. Накануне прихода Гитлера к власти нацисты создали в Веймарской Германии разветвленные структуры пронацистского гражданского общества, которое демократическим путем привело нацистов к власти. Что имел в виду Хатажуков? Митинги начала 90-х годов, попытки захвата власти в Нальчике в 1991 и 1992 годах? Да. Избиения возле Дома Советов милиционеров и военнослужащих, оторванные кисти рук у милиционера Адальби Шхагошева? Такие неприятные детали черкесские националисты предпочитают не замечать. Наверное, он имел в виду также добровольцев в Абхазию, вообще добровольческое движение в республике? Несомненно. Едва ли он имел в виду списки должностей для титульных народов, составленные «Адыгэ Хасэ». Или пикеты против инакомыслящих, осмелившихся высказать другую точку зрения на Кавказскую войну. Разумеется, появление в КБР теории «геноцида адыгов», возведенной потом в ранг «гражданской религии», он рассматривает как позитивный факт. Но не стук по ночам в окна русских нальчан в начале 90-х с криками «убирайтесь в Россию». Но не реакцию Шанибова, Налоева и других на критику кабардинских националистов в газетах Майского и Прохладного в те годы. По мнению Хатажукова, в Кабардино-Балкарии тогда было все как в других национальных автономиях и союзных республиках перестроечного Советского Союза. Он прав.
Мне довелось побывать в Вильнюсе и Львове в 1990 году. А в году 1992-ом мне стало ясно, что Нальчик ничем не отличается от Львова или Вильнюса 1990 года. Столицу Кабардино-Балкарии в этот год охватили националистические и этнократические настроения. Это был пик националистической волны. Все началось с назначения в 1986 году первым секретарем Кабардино-Балкарского обкома КПСС Елисеева(вместо Мальбахова).
Некоторые называют события начала 90-х годов в Нальчике «великой национальной революцией». Частичную попытку описать ментальность «революции в Нальчике» предпринял нальчикский писатель Джамбулат Кошубаев в романе «Абраг». На мой взгляд, наиболее удачно, точно и высокохудожественно исследовала феномен « кавказской национальной революции начала 90-х годов» Нина Бойко в повести «Прощай, Сакартвело: Записки обывателя»(Наш современник, 2005 год, №4) . Это честная, объективная книга о «революции» под руководством Гамсахурдиа в Грузии. Пока в КБР нет аналога такой книги, но многие детали «великой национальной революции в Грузии» совпадают с деталями аналогичного явления в Кабардино-Балкарии. Такие «революции» прошли по всему бывшему СССР. Сергей Кара-Мурза называет их «революциями регресса». Действительно они привели к возрождению религиозного мракобесия, чужебесия(бездумного заимствования неких идей и структур, не укорененных здесь), повсеместной деиндустриализации, всплеску национализма, в том числе в пещерных его видах. Одна из молдавских националисток(память не удержала ее имени) развелась с русским мужем и сочеталась браком с памятником молдавскому господарю в Кишиневе! Я был на митингах в Вильнюсе и Львове и помню, какое светлое будущее обещали тамошние националисты своим народам. Никто из них не говорил о демографической катастрофе, которую сейчас переживают прибалтийские народы. А в СССР был стабильный рост численности эстонцев, латышей, литовцев. Тогда у меня сложилось впечатление, что всех националистов СССР, включая русских, выращивали в одном политическом инкубаторе.
На мой взгляд, мы сейчас переживаем Перестройку-2. Тогда выступали с лозунгами:»Хватит кормить национальные окраины», сейчас выдвигают лозунг «Хватит кормить Кавказ». Несколько слов на этот счет. В современной России действует смешанная бюджетная система, что-то мы взяли у американцев, что-то у европейцев, в частности, немцев. Благодаря такой бюджетной системе в России 10-12 регионов-доноров, остальные регионы дотационные. Для сравнения в США только один штат-донор. Это Техас-15-ая экономика мира!
Продолжая рассуждения о периодически возникающих в России всплесках оголтелого национализма следует обратить внимание на один немаловажный момент. Оголтелый, пещерный национализм выращивается не только путем воздействия извне в рамках информационной, психологической войны, которую ведут против нашей страны.
Из насилий творимых над людьми, самое страшное-воспитание
Лет 10 назад в Прохладном случилась жуткая трагедия. С вечеринки возвращалась группа молодых людей. К ним стала приставать толпа жителей Алтуда(история зафиксирована на сайте СКФО НЬЮС). Среди русских был Сергей Рязанцев и его беременная жена. Сергея убили, ребенок не родился, отец Сергея скоропостижно умер. На судебную скамью сел только один участник избиения. Суд приговорил его к двум годам условно. Мне довелось беседовать с очевидцем этого случая. Он утверждает, что тот алтудец, которого судили, прыгал на Рязанцеве так, что у Сергея из анального отверстия выскакивали каловые массы. Кто так воспитал этого молодого человека? Почему в нем была такая жгучая ненависть? Мне трудно ответить на этот вопрос. Еще трудней понять, почему в кавказских республиках и в нынешних суверенных кавказских государствах вырастают новые товарищи Сааховы. Вырастают даже после «великих национальных революций». Даже после всей свободолюбивой митинговой риторики и как выразился Хатажуков, успехов в построении структур гражданского общества в первой половине 90-х годов.
Чтобы это понять, нужно иметь целостный взгляд на Кавказ. Такой взгляд вдвойне ценен, когда его высказывают смелые и честные кабардинцы, грузины, осетины, чеченцы. Такие люди есть, хотя их крайне мало.
Мнение Переслегина о Кавказе
Сергей Переслегин виднейший аналитик и его мнение очень ценно. Цитирую по его блогу:«События на Кавказе не то, что не закончились, они там толком не начинались. События на Кавказе подпитываются фазовой неоднородностью ситуации. Грубо говоря, Кавказ живет в другом времени. Это без обид. Люди вообще живут в разных временах. Разные страны живут в разное время. И в этом плане Чечня-лишь элемент борьбы за Кавказ. И здесь американцы влезли в крайне неудачную для них ситуацию-Россия за столетия кавказских войн сумела(хотя это было очень сложно)объяснить кавказским народам и народностям-их там сотни,-что существует разводящий. Можно что угодно иметь между собой, но есть русский царь, слово которого заставляет всех затихнуть.
Но гибель Союза и резкое падение интереса России к Кавказу на какое-то время вырвало ситуацию из-под контроля. При этом американцы совершенно не понимают, что, если Кавказ достанется им, то им придется заниматься тем же самым и таким же жестоким способом. При этом очень далеко от своих земель. Поэтому все-таки Россия была обязана выигрывать чеченские войны. Хотя, мягко выражаясь, это никого не радовало-ни в руководстве страны, ни в армии. Да и не велика честь-уничтожить самое боеспособное население своими же собственными силами. Тем не менее, без этого было нельзя. Точно также Россия обязана была выиграть войну в Осетии. Можно сколько угодно говорить о том же, что нам это было не нужно. Нужно иметь в виду, что, если бы Россия не продемонстрировала не просто силу, а силу, с которой нельзя не считаться, то сразу бы после Осетии вспыхнули и Ингушетия, Дагестан, а может быть, кто-то и что-то еще. Я уже не говорю про Чечню-там уже нечему вспыхивать, но оно бы все равно загорелось. И в этом смысле Кавказ будет и дальше.
У России есть историческая многовековая традиция: много, долго, мучительно воевать. Россия создала вторую по размерам мировую империю. Можно это сделать, не умея воевать? Никто же не пытается доказать, что Британия создала великую морскую империю, не умея плавать по морям. Россия великая военная нация, такой была и такой будет, и такой, наверное, умрет, если ей это когда-нибудь предстоит».
Кто виноват? Без комментария
Недавно шесть авторитетных жителей Кабардино-Балкарии в ответ на обращение Оперативного штаба в КБР к жителям Кабардино-Балкарской республики опубликовали обращение «Призываем вернуться к мирной жизни».
«… Мы хорошо знаем положение в стране и республике, социальные и экономические неурядицы, бесправие, безработицу и нищету одних, вседозволенность и пресыщенность других, коррупцию и мошенничество во властных структурах; неправомерные действия и злоупотребление своим служебным положением чиновников и правоохранительных органов; причины межнациональных конфликтов и многие другие вопиющие и неприкрытые безобразия. Мы также знаем, что в этих безобразиях однозначно виноваты власти предержащие, а не вы, молодые парни.
Мы призываем всех граждан республики-независимо от национальности и религиозных убеждений-объединиться и вместе бороться против всех этих безобразий, но оставаясь в рамках существующих законов. Мы знаем, что указанные законы далеки от совершенства. Более того, их зачастую нарушают те, кто должен неукоснительно соблюдать. Но, увы, другого не дано на данном этапе развития РФ и КБР. Чтобы бороться против всех безобразий, существует много мирных путей: массовые протестные акции, демонстрации, митинги, пикетирование учреждений властных органов, обращения в суды, в вышестоящие инстанции.
Мы не хотим, чтобы с вами, молодыми людьми, случилась беда, и призываем вас вернуться к мирной жизни. А властям предержащим говорим: «Хватит убивать молодых кавказцев, в том числе кабардинцев и балкарцев, без суда и следствия!». Ибо зло всегда вызывает ответное зло.
Самое печальное состоит в том, что это зло одобряется и поощряется высокими инстанциями в «свободной и демократической» РФ, претендующей на строительство светского государства, где законы страны одинаковы для всех ее граждан, в том числе кавказцев. Поэтому руководство и правозащитники КБР, если они действительно патриоты своих наций, а не должностных доходных кресел, обязаны объединиться, дойти до этих инстанций и потребовать от них прекращения указанных безобразий».
Позиция
Никогда не восхвалял чиновников, но и никогда не бросал отравленные публицистические стрелы в Ельцина, Путина, Кокова, Канокова. Объясняю свою позицию. Ельцин(Путин и далее преемники) это концентрированное выражение плохого и хорошего, что содержится в русском народе, в формирующейся российской политической нации. На зеркало неча пенять, коли рожа крива(эпиграф из комедии Гоголя «Ревизор»). Упаси Боже, чтобы я глумился над президентом России перед иностранцами. Упаси Боже, чтобы я плохо говорил о земле, где могилы моих предков. Раньше самым тягчайшим наказанием было лишение Родины. Как можно мечтать о Нью-Йорке, если я знаю, что Нальчик и любой российский город лучше. Во всяком случае, в наших гостиницах клопов нет. А вот в гостинице Нью-Йорка есть. И писательница Мария Арбатова их привезла в багаже в свою московскую квартиру.
Мне низкопоклонство перед заграницей и прочие плебейско-холопские штучки не к лицу. Аналогично и отношение к президенту(главе) Кабардино-Балкарии. В них(Кокове и Канокове) сконцентрировано все хорошее и плохое, что есть в кабардинском народе на данном этапе его исторического развития.
Власть развивается по каким-то неизвестным мне законам. Если я их не понимаю, не мне судить об этих политиках и государственных деятелях. Это не означает, что я призываю вывести их из зоны критики. Нет. Раз они стали заниматься политической деятельностью, то заслуживают самой жесткой и нелицеприятной критики. Другое дело, что в республике, да и в России, еще не сложилась традиция конструктивной критики, которая ведется на патриотической платформе. Ведется во благо народа, страны, государства, а не во вред!
Управлять государством очень сложно и меня всегда напрягают легковесные заявления оппонентов власти. Прекрасно видно, что они мало подготовлены к государственной работе. Давайте вещи называть своими именами. В мире мало народов имеющих глубокие традиции государственного строительства. Приведу пример. Зимбабве до освобождения от колонизаторов имело самое развитое сельское хозяйство в Африке. Эта страна кормила половину Африки. Проклятых белых колонизаторов с позором прогнали. Пришедшие к власти революционеры в Зимбабве стали строить социализм. Итог: сейчас Зимбабве одно из беднейших государств. Но даже если бы они строили капитализм неолиберальной модели, то итог был бы аналогичен итогу строительства зимбабвийского национал-социализма. Если раньше эта страна занималась экспортом сельскохозяйственной продукции, то ныне его крупнейший импортер. Когда я слышу, что некие кабардинские ученые подготовили несколько вариантов латиницы для кабардинского алфавита, то мне хочется спросить: а за чей счет намерены произвести этот эксперимент? Во Владимирской области до сих пор большинство сел, в отличие от КБР, не газифицировано. Обратите внимание на высказывание Яганова: «Думаю, что неплохим выходом из ситуации будет переход на латынь(правильно говорить-латиницу). Я знаю около семи разработанных вариантов перехода на латынь».
На самом деле, в мире осталось мало крупных держав, которые готовы быть спонсорами молодых демократий и молодых «суверенных» квазигосударств. Возьмем Грузию. Действительно, с американской помощью молодая грузинская демократия добилась определенных успехов. Но американский ставленник потерпел поражение на парламентских выборах. Теперь Грузию будут переформатировать по рекомендациям Евросоюза. Посмотрим, что у них получится. Интересно, в Грузии алфавит переведут на латиницу?
Будущее за изгоями
В Интернете есть безымянный текст «Про нравы города Нальчика». Текст нормальный для адекватных людей и опасный для людей неадекватных, с пулей в голове. Не поймут тонкого юмора, возмутятся. Начнут себя неадекватно вести. Позволю только одну цитату из этого в высшей степени любопытного текста, пронизанного тонким юмором:«Наблюдение №3. Основной(и единственный) вопрос кабардинской и балкарской интеллигенции(правда, уже смешно?)-Кто исконен, а кто приперся(смею предположить, что этот вопрос в силу своей исключительности обуславливает само существование указанных сортов интеллигенций). Реально установить это невозможно, поэтому в выборе версий фантазия не отдыхает. Но самое интересное знаете что? А то, что если наконец-таки это выяснится, никто не знает, что делать дальше. Допустим, калаи-аборигены(не папуасы, не питекантропы, а аборигены-поверьте, есть разница! Или нет…), а хазики- заночевать остались. Ну и что теперь?».
В Кабардино-Балкарии появляются такие тексты, появляются такие люди. Их прессуют, третируют, выталкивают из социума. Но они все равно появляются. Полагаю, что будущее за ними. Потому что дороги Истории-дороги Свободы.
Владимир Каргин