Абхазские выборы в условиях апартеида

Apr 11, 2012 13:53



Моя авторская колонка на сайте "Кавказкая политика" www.kavpolit.com

В свое время президент Грузии Звиад Гамсахурдия говорил: «Коренное население должно преобладать над другими народами». Под коренным населением в Абхазии Гамсахурдия понимал, конечно же, грузин, которых в Абхазии тогда насчитывалось 47%, в то время как абхазов лишь 17%.

Подход Гамсахурдия абхазы сейчас называют фашистским, говорят об угнетении, о дискриминации, даже о геноциде. Против грузинской доктрины они боролись с оружием в руках в войне, которую сейчас называют Отечественной. Но время прошло, угнетенные абхазы победили угнетателей-грузин и, казалось бы, сейчас, в стране победившей абхазской государственности все должно быть совсем по-другому, должны восторжествовать выстраданные принципы этнического равенства, межнационального братства и малые нации не должны угнетаться большими.

Во время страшного угнетения и фашистской политики «этнического доминирования» в Верховном Совете Абхазской АССР существовали квоты, в соответствии с которыми центральные власти Грузии добровольно предоставляли 17% угнетенного абхазского населения 43% мест в парламенте, а 47% грузин-угнетателей - лишь 40%.

В соответствии с данными последней переписи населения, состоявшейся в конце прошлого года, в Абхазии сейчас насчитывается чуть более 50% абхазов, 25% мегрел, 15% армян и 10% русских. Мне рассказывали, как эта перепись проходила и как с целью максимально завысить количество абхазов с предыдущего показателя (33%), к ним причисляли и косых, и хромых, и живущих в Абхазии, и нет. То есть, вопросы по достоверности этой переписи есть, но других данных нет и придется опираться все равно на нее.

Так вот, пару недель назад в Абхазии завершились выборы в парламент, в соответствии с которыми 50% населения - абхазы - заняли 92% мест. Оставшиеся 8% - это 3 армянина, от мегрел и русских не прошел вообще ни один человек. Ни один.

Давайте для наглядности представим, что это значит в российских реалиях.



Еще раз, русских в Абхазии 10%. Если бы в России 10% населения не имело ни одного человека в парламенте страны, это означало бы, что в нем не было представлено ни одного кандидата от следующих национальностей ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва, осетины. Мы можем представить себе такой российский парламент? Вы понимаете какой визг поднялся (и, кстати, совершенно справедливо!) если бы так случилось?

Но выборы в парламент Абхазии - это лишь часть общей большой картины. На прошлых муниципальных выборах, прошедших в феврале 2011 года, кроме одного, непонятно как затесавшегося армянина, вообще победили только абхазы; в исполнительной власти страны, кроме двух министров-русских, все абхазы (человека-марионетку вице-премьера Александра Страничкина в расчет можно не брать); в руководстве армии и МВД - только абхазы; судьи - абхазы и т.д.

Необходимо четко сказать, что сейчас в Абхазии установился режим тотального этнического доминирования, который некоторые исследователи уже называют «мягкой формой апартеида», а то, как когда-то грузины поступали с абхазами, в определенных отношениях - это лишь слабое подобие того как сами абхазы сейчас ведут себя с другими нациями. Уже совершенно ясно, что происходящее сейчас в Абхазии - это не строительство демократического государства, на основе общепринятых мировых ценностей, а элементарный этнический проект, направленный на реализацию интересов одного этноса, которая может быть достигнута исключительно за счет этносов других.

Что же сделало возможным такое положение?

Конечно же, необходимо отметить мародерско-трофейную психологию сложившуюся в Абхазии после войны. Сразу после войны это относилось исключительно к собственности проигравшей стороны - грузин, которые уже никак не могли постоять за себя. Их дома абхазы захватывали, а их пожитки в массовом и в абсолютном порядке расхищали. Мне говорили, что в то время сараи некоторых почитаемых и сейчас абхазов-«героев войны»,  были по самую крышу забиты грузинским барахлом, вплоть до совершенно ненужных им вещей, вроде старой одежды. С годами это все приходило в негодность, гнило и постепенно выбрасывалось на помойку.

Когда грузинские дома закончились, оказалось, что точно также можно забирать дома и представителей других наций, которые тоже не могут постоять за себя, например, русских. Именно это в Абхазии происходило в начале 2000-х годов и в особо крупном размере после признания независимости Абхазии Россией в 2008 году. Массовый отъем жилья у русских в Абхазии - не тема этого материала, о самом этом процессе уже много говорилось и писалось. Скажу лишь, что теперь есть все основания думать, что когда в Абхазии закончатся дома русских, то примутся за армян и мегрел.

Мародерско-трофейная психология определила обязательность абхазского политического доминирования в стране, т.к. существование подобной психологии и проистекающей из нее политики возможно только в условиях уничтожения  любой конкуренции на политическом поле и в исполнительной власти. Именно отсюда мы имеем почти абсолютные цифры абхазов во власти - в условиях демократии и равенства ничего подобного тому, что происходит сейчас, не могло было бы быть в принципе. Тотальное доминирование представителей титульного этноса во власти - это необходимое условие существования Абхазии в ее нынешнем виде этнического проекта.

Вместе с тем, ситуация не настолько проста и прямолинейна. Также является правдой и то, что выборы в этой стране не проводятся напрямую по этническому принципу. Никто не выдвигает человека только потому, что он является представителем определенной национальности. Все гораздо глубже и, на мой взгляд, хуже.

Дело в том, что за последние годы в Абхазии сложилась система, которая автоматически отсекает другие этносы от власти и от вещей со всем этим связанных - доступ к деньгам, к свободе бизнеса и т.д. В условиях традиционно высокой кавказской клановости: а) власть имущие выдвигают во власть «своих» и эти «свои», естественно, оказываются представителями титульной национальности, б) в этих же условиях возможности таких людей провести эффективную избирательную компанию гораздо выше, чем у тех, кто не вхож в нынешнюю кланово-этническую элиту и в) люди сами будут голосовать за того, у кого в современной Абхазии есть больше возможностей сделать что-либо для них. А это тоже, за редчайшими исключениями, оказываются абхазы.

То есть, система автоматически и, насколько это возможно органично, воспроизводит саму себя и, значит, речь уже может идти не просто об отдельных случаях неравенства, а об этнической дискриминации как о системном элементе абхазской государственности.

Здесь я хочу оговориться. Все вышесказанное в полной мере относится и к прошедшим парламентским выборам, за исключением одной очень некрасивой истории, о которой сейчас немало говорят в Абхазии. Эта история связана с фактическим снятием кандидатуры Глазковой Е.П., выдвинутой партией «Эра», что, насколько, это видно сейчас, произошло по политическим и, возможно, кланово-этническим мотивам. Кампания по очернению Глазковой и по снятию ее с выборов была организована непосредственно абхазскими властями, включая президента страны А.З. Анкваба, который, как говорят, в ходе конфликта встречался с Глазковой Е.П. и угрожал ей лишением абхазского гражданства, если она не прекратит свою политическую деятельность. С этим случаем, конечно, нужно разбираться отдельно, но уже сейчас она ставит под сомнение честность парламентских выборов и отстраненную роль в них Александра Анкваба.

Вместе с тем, несмотря на все вышеизложенное нельзя мазать абхазов исключительно черными красками и обвинять их во всех грехах. Есть золотое правило, верное при всех обстоятельствах - «Абхазия всегда будет такой, какой мы сами позволим ей быть» и в том, что произошло есть немалая доля вины России или, точнее, российского руководства.

Неужели вы думаете, что все то что я пишу неизвестно российским властям? Неужели вы думаете, что в интересах России массовый исход русских из Абхазии? Неужели вы думаете, что в интересах России защищать и поддерживать страну со средневеково-пещерным строем апартеида?

Нет, конечно! Я неоднократно писал и пишу, что поддержка НЫНЕШНЕЙ Абхазии противоречит интересам нашего государства. Более того, она противоестественна! Согласитесь, что противоестественно для России защищать, поддерживать и содержать на иждивении страну, которая изгоняет русских, отбирает у них дома, отказывает им в демократических правах и дискриминирует их. Противоестественно защищать на международной арене страну, в которой в наш 21 век сохраняется апартеид. Противоестественно финансово содержать страну, которая за несколько лет палец о палец о палец не ударила для того, чтобы попытаться жить за свой счет.

Почему же Россия это делает?

Дело в том, что существует огромный разрыв между интересами России и российского руководства. В том числе руководства самого высшего. Выше которого нет.

Если для России все перечисленное выше не нормально, то критерии руководства России по оценке ситуации в Абхазии совершенно иные. Для высшего российского руководства важны не те кризисные для интересов нашей страны явления, которые реально происходят в Абхазии, а то что важно им самим для удержания у власти и это полностью, просто напрочь, расходится с интересами России.

Для российских властей важно, чтобы Абхазия сохраняла внешнюю лояльность России. Именно тогда эту страну можно будет использовать как пример успешной политики людей, фамилии которых мы все знаем. Именно тогда они смогут сказать: «Посмотрите, в  Абхазии народ бедствовал, а Грузия желала ее уничтожить, мы ее признали, мы ей помогли и им сейчас хорошо, и они нам благодарны». Соответственно: голосуй за тех же самых!

Ради того, чтобы иметь возможность сказать так в Абхазию вкачиваются миллиарды рублей российских налогоплательщиков. Ради этого российское руководство закрывает глаза совершенно на все бесчинства, творимые абхазами, ведь иначе нужно будет входить с ними в публичный конфликт, это приведет к скандалу и где тогда будет мнимая абхазская лояльность?

Политика преследования интересов кучки людей, выдающих себя за российскую элиту, вместо интересов России как государства приводит к трагическим и позорным результатам. О некоторых из них я уже писал, остановлюсь на полнейшей незащищенности русских в Абхазии. Если абхазов в Абхазии защищает вещь, которая выше закона - клан, то русских этот клан не защитит и они хотят видеть помощь и защиту со стороны России. Но сегодняшняя Россия их бросила. Сегодняшней России важен договор с абхазской элитой и ее внешняя лояльность, какое ей дело до русских бабушек, которых на основании официально принятого закона в Абхазии вышвыривают из их домов.

Среди абхазских русских были огромные надежды на появление в Абхазии российского посольства - казалось, что уж тогда-то для них будет защита. Наше посольство в Абхазии комично. Оно ничего не может и не хочет делать, а посла Семена Григорьева абхазы открыто называют «Карманным послом», подчеркивая, что он у них в кармане.

Большинство жителей Абхазии (за исключением значительного количества мегрел) являются одновременно и гражданами России, но если русская бабушка просит российского посла о защите и помощи, то он отсылает ее к абхазским властям на основании того, что она не российская, а абхазская гражданка.

Вместо того, чтобы добиваться возможности равного доступа к власти для абхазских русских, наше посольство неприкрыто раскалывает немногие оставшиеся русские общественные организации, отказываясь иметь дело с независимыми общественниками, поддерживаемыми и уважаемыми людьми и демонстративно общаясь с марионеточной  «Ассоциацией русских общин» возглавляемой т.н. «вице-премьером» Абхазии Александром Страничкиным. Этот «деятель» в Абхазии известен тем, что за все время не помог ни одному человеку и даже не пытался это делать. Никто в Абхазии не знает ни чем занимается его псевдо-организация, ни он сам, зато в русском вопросе власти сразу же выставляют его на первый план и тут уж он налево и направо услужливо вещает, что «у  абхазских русских никаких проблем нет».

Так что, к сожалению, в постыдных реалиях сегодняшнего дня действия России в Абхазии направлены не на защиту интересов нашей страны и российских граждан как таковых, а на защиту сговора элит России и Абхазии и всех тех мерзостей, которые этот сговор за собой влечет.

В результате, это приводит к еще одному фактору, которым, наряду с мародерско-трофейной психологией и иждивенчеством можно охарактеризовать состояние современного абхазского общества. Вседозволенность по отношению к другим нациям. Это проявляется и в отношении к мегрел-жителей Гальского района, о чем можно писать отдельный материал, и в периодических массовых драках с армянами, когда от них открыто требуют уезжать из Абхазии, как было недавно в поселке Цандрипш, ну и, конечно же, в полной мере по отношению к русским.

С другой стороны, давайте спросим самих себя - зачем абхазам вести себя по-другому если им, чуть ли не официально, позволяют себя вести именно так? Почему абхазы должны оберегать русских, если сама Россия плюет на своих граждан, предпочитая судиться с ними, вместо того, чтобы их защищать. Почему, в конце концов, в такой ситуации абхазы должны уважать Россию и русских? На Кавказе подобные народы и подобные государства не то, что не уважают - их презирают и, к сожалению должен признать, наверное, правильно делают.

Я помню, как Геннадий Никитченко - лидер абхазских русских, ныне ненавидимый карманным послом Григорьевым, однажды рассказывал мне, что еще в 1998 году ситуация была иной, тогда абхазские власти неоднократно писали ему по поводу брошенных русских домов, просили помочь найти хозяина, спрашивали, можно ли в пустующий годами дом, в условиях невозможности найти владельца, вселить другого человека и т.д. Вся преступная вакханалия началась только потом, когда абхазы убедились, что после нескольких случаев самозахвата отпора со стороны России не последовало.

Так что, повторю еще раз и попрошу всех запомнить: Абхазия всегда такова, какой мы сами позволяем ей быть. Если мы разрешаем абхазам плевать себе в лицо и еще платим за это деньги - абхазы будут продолжать поступать именно так.

Справедливости ради стоит сказать, что, наверное, есть претензии и к абхазским русским. Подавляющее большинство русской молодежи из Абхазии уехало, а те, кто остался, в массе своей являются пожилыми людьми которые, действительно, не могут постоять за себя. Русская диаспора в Абхазии удивительно разобщена и расколота, особенно в условиях насаждаемого как абхазскими, так и российскими властями, раскола и деления на «правильных» - марионеточных и «неправильных» - независимых, ей сложно объединиться на единой платформе и выступить общим фронтом.

Многие из абхазских русских имеют психологию временщиков - они не воспринимают Абхазию как родину и никогда не смогут реализоваться в условиях этнического проекта абхазов. Неизвестно как они повели бы себя, имея за спиной поддержку России, но раз ее нет, они не видят своего будущего в абхазской этнократии.

Даже те из русских Абхазии, кто ведет сколько-либо активную общественную жизнь, уже заражены апатией, им кажется, что Россия оставила их на произвол, что они ничего не смогут добиться или, если и смогут, то не в рамках общепринятого принципа действий. Так, на только что закончившихся парламентских выборах не выставлялся уже упомянутый мною Геннадий Никитченко - глава Конгресса Русских Общин Абхазии. Когда я спросил его почему, он ответил, что не видит смысла идти в парламент, т.к. в сложившейся ситуации - в условиях противодействия объединению русских общественных организаций и препятствованию реальной защиты прав российских граждан на территории Абхазии, исходящих со стороны абхазских властей при молчаливом согласии российского посольства, будучи в парламенте он не сможет законодательным образом помогать русским и, более того, в этом случае у него даже будут связаны руки.

В какой-то степени, я понимаю Геннадия Васильевича - при сговоре российской и абхазской элит громадные и бесконтрольные деньги, засылаемые в Абхазию, всегда будут более эффективны, чем его усилия по защите конституционных прав людей в этой республике.

По мнению Г. Никитченко, принимаемые парламентом законы могут быть легко повернуты против того, кого надо. Он вспомнил как в 1990-х годах, являясь членом парламента, голосовал за законы, которые фактически по этническому признаку ограничивали права людей на владение имуществом в Абхазии. Тогда эти законы принимались непосредственно против проигравших грузин и тогда депутатов просил проголосовать за них человек, чей авторитет в республике до сих пор непререкаем - Владислав Ардзинба. В тот момент это казалось правильным и патриотичным, но потом, когда грузинские дома закончились, выяснилось, что те же самые законы можно с успехом применять и против русских.

Я не уверен, что, отказавшись баллотироваться, Геннадий Никитченко поступил правильно (хотя, конечно же, ему самому виднее) и я не вижу возможности изменить ситуацию в Абхазии без изменения кавказской политики Москвы в целом.

Это не значит, что я против абхазской независимости как таковой. Я просто не хочу назад в средневековье и не хочу поддерживать страну, которая, живя за счет России, фактически  плюет России в лицо. Проблемы России в Абхазии не находятся в Абхазии. Они - в другой стране и в другом городе - за зубчатой стеной красного кирпича. Помните - «Утро красит нежным светом…»

Давайте помнить об этом каждый раз, когда мы будем слышать о возмутительных вещах, творящихся в стране мягкого апартеида. Последней такой страною, по-моему, была ЮАР, теперь Абхазия. Закончит ли «Страна Души» также как и ЮАР?

Андрей Епифанцев

автор - ведущий программы “Кавказская политика с Андреем Епифанцевым” на “Радио России”

http://kavpolit.com/abxazskie-vybory-v-usloviyax-aparteida/

http://www.echo.msk.ru/blog/kavkaz_politic/877830-echo/

Власть, выборы, Абхазия

Previous post Next post
Up