Статья про Тимура Апакидзе и Су-33

Jul 19, 2013 23:52

Статья про Тимура Апакидзе и Су-33.
Когда читаешь, щемит в сердце - в августе 1991 года был ГКЧП, 26 сентября Апакидзе первым посадил Су-33 на палубу "Адмирала Кузнецова", а 8 декабря три урода в Беловежской пуще подписали договор о распаде СССР...

"КРЫЛАТАЯ ПАМЯТЬ", "Крылья Советов", № 28 от 11 июля 2013г.



17 июля - в День морской авиации РФ - на территории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода состоится торжественное открытие памятника легендарному самолету Су-33 с бортовым номером 70. Той самой крылатой машине, которую укрощал и учил летать первый среди морских летчиков Герой России Тимур Автандилович АПАКИДЗЕ.

Авиация, увы, не самый безопасный вид человеческой деятельности. Так, 17 июля 2001 года во время авиационного праздника, посвященного 85-летию создания отечественной морской авиации, в небе Псковской области (недалеко от города Остров) потерпел катастрофу истребитель Су-33. Пилотировавший его Тимур Апакидзе погиб.
Он погиб на истребителе, который сам поставил на крыло и ввел в боевой строй.
Эта трагедия болью отозвалась в сердцах работников нашего предприятия, ведь Тимур Автандилович не раз бывал на заводе, многие из комсомольских авиастроителей были знакомы лично с этим замечательным летчиком.
И спустя годы после случившейся трагедии люди вспоминают генерала, героя, первоклассного летчика, сильного командира Тимура Апакидзе.
…Дружба Тимура Автандиловича с нашим заводом началась еще в начале 90-х годов. Только до 1995 года он побывал в Комсомольске-на-Амуре шесть раз. Получал для морской авиации технику, решал вопросы. Переживал, когда в середине 90-х, в годы застоя, ему пришлось наблюдать, как завод теряет свои производственные мощности, кадры. Он так и говорил тогда: «Очень больно, потому что уверен: Комсомольский завод - самый сильный самолетостроительный завод страны, можно сказать, ее гордость…».
Каждый раз, вспоминали заводские летчики-испытатели, Апакидзе, приезжая к нам на предприятие, пытался дотошно разобраться во всех проблемах.
А в последний свой приезд радовался тому, что в цехах завода сумели сохранить и приумножить технический потенциал. Он был не просто яркой личностью, летчиком, командиром, он был созидателем.
Свое имя в историю отечественного Военно-Морского Флота и морской авиации генерал-майор Тимур Апакидзе навечно вписал 26 сентября 1991 года. В этот день он первым из российских морских летчиков совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33.
Остались воспоминания очевидцев, с восхищением наблюдавших точный заход истребителя, касание, зацеп специальным гаком за третий трос, натянутый поперек палубы.
С этого дня российская корабельная авиация повела свой отсчет в истории. Именно Тимуру Апакидзе было суждено первым освоить новый авиационный комплекс, его работу с борта корабля. Потом были сотни взлетов с палубы и сотни посадок. В Черном и Средиземном морях, Атлантике, на Севере. Всего на счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера. В том числе ночных.
Тимур был еще и классным мастером высшего пилотажа. Он входил в пятерку пилотов, освоивших известную на весь мир «Кобру Пугачева». И в своем последнем полете он демонстрировал фигуры высшего пилотажа, доступные только настоящим мастерам.
Впервые совместно с Героем СССР летчиком-испытателем Виктором Пугачевым Апакидзе освоил дозаправку истребителей в воздухе.
Мужество, мастерство Тимура Апакидзе и его сослуживцев - морских летчиков - позволили поставить на боевую вахту корабельные Су-33.
17 августа 1995 года за героизм и отвагу, проявленные при испытаниях, доводке и освоении новой техники, российский летчик Тимур Автандилович Апакидзе был удостоен звания «Герой России».
Самолет-памятник Су-33 с номером 70, установленный на заводе, будет всегда напоминать нам о Тимуре.
Бескрайнее небо, оставшееся без Тимура, будет снова и снова встречать наши новые самолеты…

Подготовила Елена КАЙГОРОДОВА,
в публикации использованы материалы разных лет
Ю. ЧЕРКАССКОЙ, А. ДОКУЧАЕВА, А. БАБКИНА.

А вот тут нашла рецензию на ТВ-фильм про Апакидзе и палубную авиацию: "Хроника жизни Героя России, генерал-майора Тимура Автандиловича Апакидзе"

В 2001 году был снят фильм про палубную авиацию. По телевидению был показан только раз, ночью.
Форсаж (Наталья Гугуева) [2001 г., Документальный, VHSRip]

"Многие называют Тимура Апакидзе человеком большого гражданского мужества, но очень жаль что этого мужества не хватило у людей на телевидении, и очень жаль что этот фильм был снят слишком поздно. Этот фильм, выйди он на экраны при жизни Тимура Автандиловича, мог бы многим открыть глаза - что же действительно произошло в Беловежской Пуще в 1991 г. Этот фильм - трагедия, трагедия не одного человека, а великого государства разодранного в клочья.
Уникальные видеоматериалы сопровождает рассказ Тимура Автандиловича о становлении советской палубной авиации, о создании и работе уникального тренировочного комплекса "Нитка" в Крыму. Трагический рассказ о развале Советского Союза и том, как бывшие друзья и боевые товарищи становятся врагами, как из-за этого разваливаются семьи летчиков, озвучивают украинские и российские летчики, их жены, кадровые офицеры отказавшиеся идти против совести и присягать новоявленным царькам, бывшие летчики, смирившиеся и навсегда отказавшиеся от авиации и полетов."

А памятник - и самолёту, и лётчику - открыли 17 июля на территории завода КнААЗ.

Комсомольск

Previous post Next post
Up