Очередная поездка на КНПЗ

Oct 24, 2012 23:12

Сегодня делегация antigas.org снова посетила завод. Визит был очень обстоятельным и продолжительным. Основными поводами для поездки стали два вопроса. Во-первых, на ближайшие числа был запланирован визит представителей американской компании CB&I - разработчика установки замедленного коксования. Во-вторых, к ноябрю должны ввести в эксплуатацию новые нефтеотделители герметичного типа, что, по заверениям и.о.  генерального директора предприятия А. В. Истамгулова, должно существенно снизить интенсивность запахов.


Администрация завода к нашему визиту отнеслась, кажется, с максимально возможной педантичностью: был проведён часовой видео-инструктаж по требованиям техники безопасности, после чего нам было выдано защитное снаряжение, включая противогазы (которые, впрочем, в ход пустить не пришлось). Шутки ради нужно заметить, что подбор размеров спецодежды производился навскидку, - ощущения от снаряжения без тщательной подгонки незабываемые (кто был в армии - поймёт). В общих чертах как-то так:



Сопровождал нас и.о. первого заместителя генерального директора - технического директора нефтезавода Пестряков Денис.

Начали с цеха грануляции серы (установка производства серы).
Сюда поступает сероводород, из которого в результате так называемого процесса Клауса выделяется жидкая сера. Она дозированными каплями подаётся на конвейер со стальной лентой, где остывает и приобретает форму гранулированного порошка.
Побочных продуктов у этой части производства, по словам местных технологов, нет.
Главное, чем интересовал цех грануляции серы, это обширными слухами об утечках сероводорода. И.о. первого заместителя директора заверил нас, что никаких утечек сероводорода быть не может - это привело бы к масштабной аварийной ситуации на заводе. Собственно запаха сероводорода там тоже нет даже близко. Есть несильный запах диоксида серы. Но не сероводорода.

Далее проехали на все циклы очистки промышленных стоков. Сюда с разных частей завода после участия в различных технологических процессах по закрытому трубопроводу поступает вода, обогащённая нефтепродуктами. Сперва на нефтеотделителях из неё выделяются сами нефтепродукты, которые в последствии уходят на переработку. Сейчас, как уже много раз сообщалось, на заводе функционируют старые нефтеотделители открытого типа, установленные в 1979 году. Их существенным недостатком является именно открытая конструкция - жидкость, находящаяся в них, испаряется, и пары бесприпятственно попадают в атмосферу. Вместо них вводятся в эксплуатацию новые нефтеотделители герметичного типа. В настоящее время их отдельные элементы уже находятся в пуско-наладке. К 1 ноября они заработают целиком, но пока тоже в режиме отладки, которая, по словам, и.о. замдиректора не должна занять много времени, в любом случае все эти вопросы решатся в ноябре.
Смысл самой технологии заключается в следующем. Смесь воды и нефтепродуктов разделяется при помощи гравитации. Нефтепродукты имеют меньшую плотность, чем вода, поэтому они всплывают на поверхность. При этом скорость всплытия капли нефтепродукта находится в прямой зависимости от диаметра этой капли: чем меньше капля, тем дольше она поднимается на поверхность воды. Смысл современных нефтеотделителей состоит в том, чтобы достичь наиболее эффективной величины капли. При этом время всплытия нефтепродукта должно быть короче времени прохождения всего потока через ёмкость. Это позволяет, с одной стороны, уменьшить размеры нефтеотделителя, с другой стороны, уменьшить его же стоимость. Действует всё по закону Стокса. Пример современного нефтеотделителя можно посмотреть здесь (.pdf) - мы не имеем в виду, что именно этот отделитель устанавливается на КНПЗ, но общее конструктивное представление из этой брошюры получить можно.
После введения в эксплуатацию новых герметичных нефтеотделителей старые, которые являются одним из предполагаемых источников запахов, наполняться перестанут. Однако их опорожнение займёт немало времени. Вероятно, это произойдёт уже не в 2012 году.

Далее посетили цеха механической и биологической очистки. Здесь нет ничего особенно примечательного. За исключением того, что биологическая очистка воняет невообразимо противно. Однако это совсем не тот запах, который распространяется по городу, и он имеет явно не такую интенсивность и летучесть, чтобы покрывать большие расстояния.

Последним пунктом стала установка замедленного коксования, которая сейчас приостановлена и находится в режиме горячей циркуляции. Здесь предполагаемым источником вони является лабиринтный отстойник установки:



Фото из  репортажа в блоге dkphoto.

Сюда стекает вода, с помощью которой на стадии гидрорезки размельчается кокс. Кокс образуется в коксовых камерах, но для выгрузки из этих камер его необходимо измельчить. Это делается при помощи гидрорезака, представляющего собой бур с расположенными на конце соплами, через которые под давлением 150 атмосфер подаётся вода, раздробляющая кокс. Далее эта вода стекает в этот самый отстойник. В ней содержатся коксовая крошка и коксовая пыль. После отстаивания они из воды удаляются, а вода снова подаётся на гидрорезку.
Предполагается, что при отстаивании этой воды происходит испарение нефтепродуктов, что приводит к распространению запаха. Поэтому сейчас этот отстойник пытаются сделать закрытым. Эти работы также планируется завершить к концу октября. При нас там устанавливалась металлическая кровля.

Что касается приезда американцев.
Ранее озвучивалась информация о том, что разработкой УЗК занималась украинская компания Укрнефтехимпроект. Однако, как нам объяснил и.о. замдиректора Пестряков, это не совсем так.
Сама технология замедленного коксования придумана, разумеется, не этой компанией. Первые УЗК были построены за рубежом ещё в 1930-х годах. А в СССР в 1956 на Ново-Уфимском НПЗ.
Вопрос только в том, как этот процесс будет выглядеть с конструктивной точки зрения. Поэтому разработки УЗК могут быть разными. В данном случае была выбрана разработка американской компании Chicago Bridge & Iron Company (CB&I).
Кстати, вот она на сайте проектировщиков:



А задача украинской компании Укрнефтехимпроект состояла во внедрении данной УЗК непосредственно в условиях конкретного комсомольского предприятия. Причём совместно с российским проектным институтом «Кедр-89». Впрочем, сайт последней компании не открывается. А вот список работ, выполненных Укрнефтехимпроектом для КНПЗ можно посмотреть тут.
Американские авторы проекта присутствовали при установке УЗК в Комсомольске. Далее их привлечение, по идее, не предполагалось. Однако после распространения информации о том, что УЗК на местном предприятии введена в эксплуатацию с отступлениями от проекта, завод был вынужден пересмотреть планы по взаимодействию с американскими проектировщиками.
В частности на заседании КЧС, которое проходило на заводе 2 августа в присутствии губернатора края, руководитель рабочей группы КЧС Глазычев В. А. заявил (на записи - с 11:14), что органами природоохранной прокуратуры совместно с Ростехнадзором была проведена проверка завода. В ходе этой проверки были выявлены факты отклонения от требований технологического проекта, регламентирующего порядок эксплуатации УЗК.
В итоге, подтвердить или опровергнуть этот факт предстоит американским разработчикам из CB&I.  Сейчас они находятся в Москве и изучают документы по комсомольской УЗК. Сюда же они приедут 4 ноября. Запуск самой УЗК запланирован на 1 ноября.

Источник
Previous post Next post
Up