Sep 10, 2011 19:38
История тетраграммы.
Времена и сроки, в которые тетраграмма получила свое хождение, вызывают и сегодня сильные разногласия. Не останавливаясь подробно на всем количестве различных версий, следует отметить: те из них, которые датируют тетраграмму временами после Моисея, показывают полную несостоятельность.
Датировка открытия тетраграммы временами Исхода, очевидно, имеет наибольшее хождение. Сторонники версии, гласящей, что тетраграмма была открыта Моисею и до него не имела хождения, находят почву в Исх.3:14 и 6:3. И хотя данная версия не представляет собой ничего невероятного, но все же, в Исх.6:3 речь идет скорее не о самом имени, а о Божественном свойстве, которое это имя обозначает. Что же касается Исх.3:14, то здесь следует более внимательно всмотреться в контекст.
Господь, посылая Моисея на дело освобождения Своего народа, говорит, между прочим, следующие слова: «И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня». И если «вопль» «дошел» до Господа, значит, евреи в рабстве все же взывали к Господу? Кроме того, Господь сообщает Моисею Свое имя как доказательство того, что он послан Им и никем иным: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам… И они послушают голоса твоего». И если бы Моисей сообщал сынам Израилевым нечто абсолютно новое, то едва ли это сообщение могло стать поводом к послушанию и доказательством того, что Моисей послан к ним Богом их предков.
Другое, более удобное доказательство древности тетраграммы представляет собственное имя матери Моисея - Иохаведа (согласно Синоидальному переводу), что на языке оригинала звучит как «слава Яхве».
Но если тетраграмма была известна и до Моисея - во времена патриархальные, то когда же, на самом деле, она получила свое хождение? Самым первым ее упоминанием является история рождения Каина. В Быт.4:1 тетраграмма уже содержится, правда в более сложном построении, свидетельствующем о том, что Ева видела в рождении Каина появление обещанного семени - Спасителя человечества. Здесь архиепископ Феофан отмечает, что ветхозаветная мысль на ранних этапах своего развития еще не могла подняться до представления о Богочеловеческом достоинстве Мессии, но эта оговорка может быть верной только в том случае, если религиозное развитие человека происходит по пути, предписанному теорией эволюции - от простого к более сложному. Здесь, очевидно, следует различать религиозный опыт, действительно достигающийся путем поэтапного развития, и Богопознание, согласно Библии являющееся предметом откровения. И если наложить этот вывод на факт тесных взаимоотношений первых людей с Господом, то предположение о том, что они знали о Богочеловеческом достоинстве Мессии, не являет собой ничего невероятного.
Впоследствии тетраграмма перестала иметь выраженное мессианское значение и употреблялась в смысле имени общего Божественного. В частности в Быт.4:26 содержится свидетельство о призывании имени Jahweh в общественном богослужении. И хотя в этом понимании Быт. 4:26 читается не всеми (в иудейской литературе превалирует мнение о том, что речь идет о происхождении идолопоклонства, т.к. иудеи читают здесь: «в те дни сыны человеческие перестали молиться именем Jahweh»), упоминание о широком распространении тетраграммы во времена Сифа показывает свою очевидность. И этого для прояснения нашей темы оказывается достаточно.
Таким образом, происхождение тетраграммы из глубокой древности можно считать доказанным. По всей вероятности она вынесена человеком еще из Рая, поскольку невозможно представить себе, чтобы дав имена всем существам видимого мира, он оставил бы без внимания Самого Творца.
Тетраграмма в Новом завете.
Собственно тетраграмму искать в книгах новозаветного канона не имеет смысла - ее там нет. Почему? Она была неизвестна Апостолам и ученикам? Иисусу? Утратила свое значение? Сокрыта и табуирована ко времени написания новозаветных книг? Возможно ли, что ответ на вопрос об отношении Нового завета к тетраграмме прольет новый свет и на его отношение ко всему завету Ветхому? Почему она вышла из употребления в Церкви Христа, состоявшей до призвания Корнилия и язычников практически полностью из иудеев?
Табуирование.
Табуирование, конечно, могло стать причиной выхода тетраграммы из обращения. Однако, как уже было выяснено, хотя процесс табуирования и начался за несколько столетий до начала эры Христовой, но ветхозаветное Божественное имя все еще было распространено, читалось в храме, и было известно, по крайней мере, в определенных слоях иудейского общества. Кроме того, наличие пророческого авторитета у Апостолов позволяет предположить, что в случае утери тетраграммы ко времени утверждения Нового завета, ветхозаветное имя Бога вполне могло быть получено Церковью путем откровения. Однако этого не происходит. Ни Иисус, ни Апостолы нигде не говорят «Jahweh», но говорят «Господь», «Бог» или «Отец небесный». И здесь они находятся в рамках обычной иудейской практики, утвердившейся после вавилонского плена.
Так может быть, все объясняется просто: Апостолы так и не покинули лоно иудаизма и скрыли от языческих собратьев имя Бога-Отца, чтобы святое имя Божие не хулилось у язычников (Рим.2:24)? Однако такое объяснение было бы слишком уж примитивным, да и противоречило бы самому духу Евангелия. Следует искать иное объяснение, поскольку оглядка на фарисействующий иудаизм напрочь отрицается в Новом завете.
Богохульство.
В связи с изложенным, некоторые вопросы начинают возникать при рассмотрении свидетельства Иисуса в Синедрионе. «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!» (Мф.26:63-65). Что же богохульного было в словах Иисуса? И почему предъявление этого обвинения стало возможным? Ведь выше по тексту видно, что реально надуманные поводы не давали фарисеям возможности добиться смертного приговора. Несмотря на лаконичность текста, следует отметить - судебная система Иудеи вообще давала мало возможностей к вынесению приговора на смерть и данное место новозаветной истории еще потребует своего прояснения.
Ниже приведена статья «Богохульник» из раздела Талмуда, называемого «Санхедрин».
«Богохульник - этот тот, кто "благословляет" (т.е. проклинает) имя Бога. Богохульство Талмуд обычно называет евфемистически "благословение". Богохульник несёт ответственность только если он использует настоящее имя Бога, йюд, кей, вав, йюд. Вообще-то буква "кей" - это "хей", но в произношении тетраграмматона стараются быть как можно дальше от правильного написания.
Рабби Йехошуа бен Корха так описывал процедуру суда. Когда судьи расспрашивают свидетелей, они используют замену имени Бога, так что они могут спросить, например, правда ли, что он сказал, "Пусть Йоси накажет Йоси"? Когда они выносят решение, они не могут больше использовать замену. Они отсылают всех из зала суда и просят главного свидетеля произнести в точности слова, которые сказал обвиняемый, и тот говорит их. Слыша богохульство, судьи встают на ноги и разрывают одежду, которую они потом никогда не зашивают. Второй свидетель говорит, "Я слышал то же самое". Ему нет необходимости опять повторять эти слова.» (Санхедрин 56 - Богохульник)
Согласно евангелисту процедура суда была выдержана первосвященником: разрывание одежды и апеллирование к свидетелям имели место. Однако существо обвинительного заключения не вполне проясняется. Чтобы попасть под действие данной статьи Иисус должен был произнести имя Бога в его натуральном звучании. Ведь если, допустим, перед судом находился бы человек, исповедующий римский политеизм, то его слова для Синедриона ничего не значили бы и судья должен был точно идентифицировать имя Бога, о котором идет речь.
Почему же Евангелие передает существо свидетельства Иисуса также евфемистически, как это делают вообще иудеи по отношению к имени Бога? Как уже было доказано, суеверный страх перед именем верховного Бога имеет языческое происхождение и не может иметь места в текстах Писания. Кроме того, новозаветные книги написаны на греческом языке и предназначались для самого широкого распространения. Ведь даже самаряне, ближайшие соседи иудеев, уже не имели такого страха перед тетраграммой и использовали имя Бога в его прямом звучании.
«Альфа и Омега».
Итак, Евангелие предназначалось всем жителям Ойкумены. Так может быть, это и есть действительная причина того, что тетраграммы в Новом завете нет? Еще не вполне оторванные от язычества, обращаемые в христианство ученики, читающие имя Бога в его прямом звучании, но малосведущие в особенностях его глубинного смысла, могли причислить Jahweh к своему пантеону и на этом ограничить собственный религиозный рост. Ведь действительное имя Бога сильно пониманием его истинного этимологического содержания, в некоторой степени достигнутого иудеями, но совершенно постороннего грекам и римлянам.
Значит, текст Евангелия должен был вести читающего в первую очередь к пониманию духовной, глубинной смысловой стороны религии, превалирующей над внешними формами: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.»(Мф.5:20) Поэтому евангелист передает разговор иудеев не в буквальном содержании, мало о чем говорящем языческому восприятию, но дает его в доступной интерпретации. Значение подобных прояснений выступает даже из таких небольших деталей, как понимание предсмертных слов Иисуса: «Eli eli lama azahtani», часто воспринимающихся выражением отчаяния. На самом деле это вступительные слова 21 Псалма, произнесенные, чтобы подчеркнуть сотериологическое значение момента.
И если все так, то тетраграмму в Новом завете следует искать в ее переводе на греческий, а также в раскрытии содержания отношения Бога к человеку, заключающееся в Его имени. И действительно, такие прояснения в Новом завете присутствуют в изобилии. «Отче наш, сущий на небесах», «Отец имеет жизнь в Самом Себе» или «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» и «Отец ваш благоволил дать вам Царство» - все эти выражения можно смело относить в раздел «Значение тетраграммы». Но это еще не все.
В еще большей степени Новый завет отождествляет с Jahweh Иисуса, представляя Его носителем свойств ветхозаветного Божественного имени. Данное утверждение не требует доказательств, но здесь хотелось бы отметить употребление значения тетраграммы в Книге Откровение. Как и Даниил, Иоанн Богослов видел «подобного Сыну Человеческому». Но если Даниил называл «как бы Сына Человеческого» еще и «Ветхим днями», то Иоанн приводит Его представление: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8). Отождествление Говорившего с Jahweh налицо.
«Я открыл имя Твое человекам».
И если отрицать отождествление Иисуса с Jahweh, то данное Его утверждение представляет неразрешимую загадку - ведь он не открыл никакого другого имени, кроме Своего Собственного. Итак, Иисус и Jahweh - Одно Лицо. И именно в этом понимании говорят о Нем как Новый, так Ветхий заветы - «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Деян.4:12).
yhwh