Об истории Церкви.

Jul 08, 2011 17:59


ЦЕРКОВЬ [ от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом],

1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии). Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством).

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, ст. «Церковь»)

Таково новозаветное понимание «дома Божия», общепринятого в христианскую эру, начавшуюся, как представляется, после призвания Корнилия и язычников (Деян.10:27-48). Впрочем, вселенское понимание Церкви, получившее распространение в новозаветные времена, не выступает новейшей разработкой отцов христианства. Оно имеет свое основание еще в Ветхом завете, где можно найти такие тексты как Чис.9:14, Чис.15:13-16 и в особенности Ис.56:6-8, новозаветное значение которого подтверждено Иисусом при изгнании торговцев из храма. И если пророк Исаия называет Авраама отцом Церкви (Ис.51:1-8), то, соответственно, провозглашает Церковь наследницей его обетований, как об этом пишет и Ап. Павел в  Послании к Евреям (Евр.11:32-40).

Древние праведники и пророки понимались Апостолами как единоверцы, и это наводит на размышления. Какова она, Церковь Христова? И где она сейчас?

Я начну свое исследование с Книги Даниила: «И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.» (Дан.12:7). Описывая события будущего, он предрекает «силе народа святого» низложение, которое войдет в завершающую фазу к концу срока, установленного власти малого рога.

Апостол Павел говорит об этом в следующих словах: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.» (2 Фес.2:3-4). Профессор Лопухин А.П. дает следующую интерпретацию этого текста и слова «отступление», применяемого здесь Павлом: «Употребление члена при слове apostasia показывает, что имеется в виду определенный факт, хорошо известный апостолу и ф. (…).Что же это за отступление, о котором говорит Ап. Павел? В чем оно заключается? Выражению apostasia можно давать два смысла - религиозный и политический. Первый смысл это слово носит у LXX и в Новом Завете (см. 1 Мак II, 15, и Деян ХXI, 21, где идет речь об отступлении от закона Моисеева). Но если это слово носит религиозный смысл, то где же произойдет это отпадение - среди язычников, среди христиан или же среди иудеев? Конечно, всякое восстание на Бога есть отступление, но нужно думать, что язычники, как anomoi, едва ли могут входить сюда в соображение. Отступление скорее мыслимо тогда или среди христиан, или же среди иудеев. Но у апостола мы нигде не находим данных для того, чтобы предполагать, что в христианстве произойдет великое отступление как раз перед пришествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо». Из чего становится очевидным - Павел подразумевал отступление от закона Моисеева. К соображениям уважаемого профессора осмелюсь добавить, что отступление среди иудеев не вызывало сомнений уже в апостольские времена и не представляло опасности для христиан Фессалоники. Таким образом, остается единственный правдоподобный вариант - всеобщее отступление, упоминаемое Павлом, возможно только в христианском мире, ибо если бы отступники не принадлежали некогда Христу, то и отступать им было бы не от Кого. И действительно, всеобщее отвержение христианами Ветхого завета возведено в норму и получило, кажется, свое идеологическое обоснование.

Так, где же Церковь - спросите Вы? Предлагаю взглянуть в 12-ю главу Книги Откровение, дающее нам описание (полагаю, данное утверждение не требует доказательств) Церкви Христа. «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней». Почему в пустыню, и кто питал ее на протяжении всего срока власти зверя? В 17-й главе Иоанн снова оказывается в пустыне и вновь видит жену, уже, правда, воссевшую на звере: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим»(Откр.17:3-6). «Жена» названа «блудницей», о чем это говорит? Ибо, если бы она была законной женой дьявола, то и о каком-либо «блудодействе» речь не шла бы. Но, так как она изменила своему законному супругу - Христу, то, соответственно, названа «блудницей». Вот почему Иоанн «дивился удивлением великим».

Теперь - самое главное. Вторая и третья главы Откр. содержат послания Малоазийским Церквям. Не все перечисленные Иоанном города были значимыми христианскими центрами. Многие исследователи сходятся в том, что перечисленные семь Церквей являются Церквями разных периодов истории. Т.е., указанные две главы выступают как послание на все времена. Вот, например Филадельфия. Город в Малой Азии, ничем не примечательный и никем не упоминаемый. Но современная Филадельфия, которая находится в США - мегаполис, пятый по численности в этой стране, ее первая столица (!), крупнейший культурный и научный центр - «В городе и пригородах 88 университетов и колледжей (наиболее известны Пенсильванский университет, университеты Темпл, Дрексела и Вилланова, колледжи Суортмор, Брин-Мор). Музыкальный институт Кертиса, публичная библиотека. Симфонический оркестр, балет, опера. В городе 124 больницы, 6 теле- и 53 радиостанции.Основан в 1682 У. Пенном и его друзьями квакерами на месте шведского поселения 1636 (название Филадельфия в переводе с греческого значит «город братской любви») соответствует идеалистическим устремлениям квакеров, которые называли себя «друзьями» или «братьями». Через два года после основания насчитывалось более 2,5 тыс. жителей, в основном квакеров. Город стал конечным пунктом путешествия многих переселенцев различных вероисповеданий из Европы». Любопытно, не правда ли? Описание этого города вполне подойдет для характеристики целой эпохи в христианстве. Итак, описание истории новозаветной Церкви вы сможете найти во 2-й и 3-й главах Книги Откровение, начиная от апостольских времен и заканчивая Вторым Пришествием.

История религии

Previous post Next post
Up