Сегодня учение о Миллениуме признано ересью под названием "Хилиазм" или "Милленаризм", несмотря на то, что среди первобытных христиан вера в Миллениум была общепринятой. Наверное поэтому укоренилось мнение о Хилиазме, как о христианском изобретении, основание которого положено Иоанном Богословом в Откр.20:4. "Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς «тысяча»), или милленниали́зм (от лат. mille «тысяча» + лат. annus «год») - богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении тысячи лет" - написал кто-то в
Википедии.
Можно ли считать удовлетворительным столь узкий взгляд на предмет, если учесть, что вера в грядущего Царя (и естественно, Его Царство) была присуща евреям (и не только) до Иисуса Христа? "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Христиане лишь развили эту древнюю "теорию", тем более, что она нашла свое место уже в их собственной пророческой книге. "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?", - спросили только что воскресшего Учителя первые милленаристы (Деян.1:6). Сразу вспоминается Ириней Лионский, написавший о буквальном Тысячелетии, во время которого люди будут учиться "вмещать Бога", по странной иронии назвавший свою работу "Против ересей" и будучи милленаристом, сегодня сам считался бы еретиком.
Если заглянуть в суть вопроса, необходимо вспомнить обещание, данное Господом Аврааму: "возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки" (Быт.13:14-15). Речь о вполне конкретной земле и конкретных людях. И поскольку по Павлу потомками Авраама являются уверовавшие в Истинного Христа: "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал 3:29), можно заключить, что и вера в древнее обетование Яхве перешла к христианам от иудеев. То обстоятельство, что обетование еще не исполнено Господом, Павел подчеркнул отдельно в Евр.11:39.
Теперь несколько слов о земной принадлежности Миллениума. Да, Иисус говорил о Царстве Небесном и довольно много. Его слова можно понимать двояко: во-первых как господствующую силу во главе с Небесным Царем, во-вторых - как буквальное Царство Бога. Здесь, пожалуй, следует смотреть в контекст. Например, когда Иисус порицает книжников и фарисеев, "затворяющих Царство Небесное человекам" или когда говорит, что "Царство Его не от сего мира" - мы можем понимать это в обоих смыслах. Однако, когда Иисус говорит о Царстве, в котором Апостолы сядут на престолах "судить двенадцать колен израилевых" - мы можем понимать это буквально. Хорошо, молитва Господня: "да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Определенно, просьба состоит в утверждении Царства и воли Бога на земле.
Или: "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!" (Ис 52:7)? Как следует понимать этот текст? Если Бог воцарился в буквальном Царстве на небе, то с какого момента? А до этого Он не был на небе Царем? Значит, речь о земном Царстве.
В таком значении в соответствие с Апокалипсисом приходит Иезекииль. Последние главы его книги (с 40-й по 48-ю) могут быть истолкованы как описание Царства Христа. В этом случае, следуя хронологии, 38-39 главы книги Иезекииля повествуют о событиях, имеющих место в конце Миллениума (Иез.38:8), что соответствует Откр.20:7-10, и их не стоит путать с Армагеддоном - битвой Христа с армией антихриста, которая будет Миллениуму предшествовать. Да и, наверное, трудно найти в Писании пророка, который не говорил бы о Царстве Бога на земле. Вполне понятно, почему ученики спрашивали об этом Иисуса после того, как Он учил их три года до Своей крестной смерти и сорок дней после нее - они ожидали Царства Христа на земле. Иисус не опровергает их, Он лишь говорит: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти", из чего можно сделать вывод о наличии в учении Христа проповеди о Миллениуме.