Сами немцы называют себя Deutsche, а свою страну - Deutschland. Французы, португальцы и испанцы (а за ними турки, персы, арабы, азербайджанцы и татары) называют их алеманами. Слово же "немец" имеет чисто славянское происхождение. Праславянское слово němьсь (чужестранец) образовано от němъ (немой), неспособный говорить на понятном языке. В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно». В 16 веке этноним «немец» распространяется на англичан, шотландцев, брабантцев, венецианцев, голландцев, пруссов и разных прочих шведов.
В византийских источниках обозначение жителей Баварии (и, шире, Германии) словом "немиции" фиксируется с X в. (трактат De cerimoniis).
Немецкое же слово Deutsche происходит от древневерхненемецкого слова diutisc (от diot, что значит «народ»), которое использовалось в словосочетании «народный язык», как называли немецкий язык. Слово ein diutscher в смысле одного представителя немецкого народа появилось в средневерхненемецком языке во второй половине XII века.
Этноним "германцы" (лат. Germanus) имеет латинское происхождение и, кажется, вошло в употребление в Риме в I в до н.э. с подачи не кого нибудь, а самого Юлия Цезаря. Впрочем, для Юлия Цезаря "германцами" были без различия все народы, жившие на восток от Рейна.
И несмотря на то, что современные исследования уже обнаружили для данного периода четкое этнографическое разделение племен Центральной и Восточной Европы и даже нашло в нем "славянские племена", сам Гай Юлий делится известными ему данными следующим образом:
"В следующую зиму (это был год консульств Гн. Помпея и М. Красса) два германских племени - усипеты и тенктеры - перешли большой массой через реку Рейн недалеко от его впадения в море. Причиной этого переселения было то, что они много лет страдали от свебов, которые беспокоили их войнами и мешали обрабатывать землю. Свебы - самый большой и самый воинственный народ во всей Германии. Говорят, что их страна состоит из ста пагов, каждый из которых ежегодно высылает за границу по тысяче вооруженных людей на войну. Остающиеся дома прокармливают и себя и их; эти в свою очередь через год становятся под оружие, а те остаются дома. Таким образом, у них нет перерыва ни в обработке полей, ни в приобретении военных знаний и опытности. У них вовсе нет земельной собственности, и никому не позволяется больше года оставаться на одном месте для обработки земли. Питаются они сравнительно мало хлебом, а главным образом молоком и мясом своего скота. Кроме того, они проводят много времени на охоте. Она развивает их физические силы и сообщает им огромный рост, благодаря особой пище, ежедневным упражнениям и полной свободе, так как их с самого детства не приучают к повиновению и дисциплине, и они делают только то, что
им нравится. В конце концов они так себя закалили, что даже в самых холодных местностях надевают на себя только короткие шкуры, оставляющие значительную часть тела открытой, и купаются в реках.
2. Купцов они допускают к себе больше для продажи военной добычи, чем из желания получить какие-либо привозные товары. Даже привозных лошадей, до которых такие охотники галлы, покупающие их за большие деньги, германцы не употребляют, но в своих доморощенных, малорослых и безобразных лошадях развивают ежедневными упражнениями чрезвычайную выносливость. В конных сражениях они часто соскакивают с лошадей и сражаются пешими, а лошади у них приучены оставаться на месте, и в случае надобности они быстро к ним отступают. По их понятиям, нет ничего позорнее и трусливее, как пользование седлом. Поэтому, как бы их ни было мало, они не задумываются атаковать любое число всадников на оседланных конях. Вино они вообще не позволяют к себе ввозить, так как, по их мнению, оно изнеживает человека и делает его неспособным выносить лишения.
3. По их понятиям, чем шире пустыни вокруг границ страны, тем больше для нее славы: это признак того, что многие другие народы не в состоянии бороться с ее силой. Так, на одной стороне области свебов, говорят, лежит пустыня около шести тысяч миль. На другой стороне с ними граничат убии, которые когда-то образовали обширное и цветущее государство, поскольку на это вообще способны германцы. Они несколько культурнее остальных своих сородичей, так как живут у самого Рейна; к ним часто приезжают купцы, да и сами они усвоили себе некоторые нравы своих соседей-галлов. Часто воевавшие с ними свебы не могли выгнать их из их страны вследствие ее больших размеров и могущества, но все-таки сильно принизили и ослабили их и сделали своими данниками".
Итак:
1. Между Рейном и страной свевов располагалась "обширная" страна убиев, построивших некогда "цветущее государство".
2. Страна свевов насчитывала сто пагов, способных выставить по тысяче воинов каждый. Любопытно, какая это будет площадь? В особенности если учесть, что свевы, как и остальные "германцы" были номадами,т.е. полукочевниками, а на войну ежегодно выходила треть боеспособного мужского населения?
3. На восток от их страны "на шесть тысяч миль" простиралась пустыня.
Можно предположить, что под "цветущим государством" убиев подразумевался
гальштат. Если это так, то страна свевов находилась на запад от современной Югославии, где-то начиная от Чехии и Словакии.
Т.е. это получается где-то на землях геродотовских агафирсов. Правда, агафирсы по Геродоту жили здесь на 300 лет ранее. Но ведь и Гальштат исчез не в I в до н.э., а по свидетельству археологов - около III в до н.э. Интересно, где находились эти свевы в геродотовские времена?
На агафирсов они не похожи - это точно. Не изнежены, не привержены к материальным благам, не пьют вина, все время воюют... прямая противоположность. И может ли быть, что убии, гальштатцы и агафирсы - суть одно и то же?
И кто же из их соседей - будинов, невров, скифов, фракийцев, выделил из своей среды свирепых свевов? Впрочем, если гальштат исчезает в конце V - начале IV в до н.э., то во времена Геродота свевы уже должны быть достаточно многочисленны и сильны. Ведь это они, по свидетельству Цезаря, разорили убиев-агафирсов, хотя и не смогли захватить их земли по причине значительных размеров. И началось это, получается, вскоре после вторжения Дария I в Скифию.
Это то, что касается представлений римлян о Германии в I веке до н.э. Т.е. Германия простиралась от Рейна до (примерно) Южного Буга, а само название "германцы" было введено в обиход для того, чтобы отличать жителей этой обширной страны от галлов (кельтов) и имело скорее географическую принадлежность, чем этническую.
Интересно, что антропологи характеризуют древних германцев как "преимущественно
долихоцефалов",а генотип населения в ареале возникновения германского этноса (Ютландия и юг Скандинавии) представляется в основном гаплогруппами R1b-U106, I1a и R1a-Z284.
Тем не менее, Гай Юлий, Тацит и Страбон едва ли разбирались в гаплогруппах и чесали под одну гребенку всех, как представляется, помещая их в ячейку "германцы". Быть может в то время они еще отличали даков и фракийцев, эллинизированных понтийцев, но все народы, племена и язЫки на север от Дуная и на восток от Рейна - были "германцами".
Что получается? Получается "германцами" античные римляне могли называть кого угодно, в том числе и наших предков.
В этом случае можно найти объяснение некоторым трудностям в понимании древних авторов. Например вандалы по Иордану - германское племя, в то время как Прокопий селит их на Кубани, в азовских степях.
Кстати, интереснейшая тема - вандалы; но об этом - в другой раз.