Почему "Германия"?

Dec 02, 2014 23:39

Сами немцы называют себя Deutsche, а свою страну - Deutschland. Французы, португальцы и испанцы (а за ними турки, персы, арабы, азербайджанцы и татары) называют их алеманами. Слово же "немец" имеет чисто славянское происхождение. Праславянское слово němьсь (чужестранец) образовано от němъ (немой), неспособный говорить на понятном языке. В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно». В 16 веке этноним «немец» распространяется на англичан, шотландцев, брабантцев, венецианцев, голландцев, пруссов и разных прочих шведов.
В византийских источниках обозначение жителей Баварии (и, шире, Германии) словом "немиции" фиксируется с X в. (трактат De cerimoniis).
Немецкое же слово Deutsche происходит от древневерхненемецкого слова diutisc (от diot, что значит «народ»), которое использовалось в словосочетании «народный язык», как называли немецкий язык. Слово ein diutscher в смысле одного представителя немецкого народа появилось в средневерхненемецком языке во второй половине XII века.
Этноним "германцы" (лат. Germanus) имеет латинское происхождение и, кажется, вошло в употребление в Риме в I в до н.э. с подачи не кого нибудь, а самого Юлия Цезаря. Впрочем, для Юлия Цезаря "германцами" были без различия все народы, жившие на восток от Рейна.


И несмотря на то, что современные исследования уже обнаружили для данного периода четкое этнографическое разделение племен Центральной и Восточной Европы и даже нашло в нем "славянские племена", сам Гай Юлий делится известными ему данными следующим образом:
"В сле­ду­ющую зи­му (это был год кон­суль­ств Гн. Пом­пея и М. Крас­са) два гер­ман­ских пле­мени - уси­петы и тен­кте­ры - пе­реш­ли боль­шой мас­сой че­рез ре­ку Рейн не­дале­ко от его впа­дения в мо­ре. При­чиной это­го пе­ресе­ления бы­ло то, что они мно­го лет стра­дали от све­бов, ко­торые бес­по­ко­или их вой­на­ми и ме­шали об­ра­баты­вать зем­лю. Све­бы - са­мый боль­шой и са­мый во­инс­твен­ный на­род во всей Гер­ма­нии. Го­ворят, что их стра­на сос­то­ит из ста па­гов, каж­дый из ко­торых еже­год­но вы­сыла­ет за гра­ницу по ты­сяче во­ору­жен­ных лю­дей на вой­ну. Ос­та­ющи­еся до­ма про­кар­мли­ва­ют и се­бя и их; эти в свою оче­редь че­рез год ста­новят­ся под ору­жие, а те ос­та­ют­ся до­ма. Та­ким об­ра­зом, у них нет пе­реры­ва ни в об­ра­бот­ке по­лей, ни в при­об­ре­тении во­ен­ных зна­ний и опыт­ности. У них вов­се нет зе­мель­ной собс­твен­ности, и ни­кому не поз­во­ля­ет­ся боль­ше го­да ос­та­вать­ся на од­ном мес­те для об­ра­бот­ки зем­ли. Пи­та­ют­ся они срав­ни­тель­но ма­ло хле­бом, а глав­ным об­ра­зом мо­локом и мя­сом сво­его ско­та. Кро­ме то­го, они про­водят мно­го вре­мени на охо­те. Она раз­ви­ва­ет их фи­зичес­кие си­лы и со­об­ща­ет им ог­ромный рост, бла­года­ря осо­бой пи­ще, ежед­невным уп­ражне­ни­ям и пол­ной сво­боде, так как их с са­мого детс­тва не при­уча­ют к по­вино­вению и дис­ципли­не, и они де­ла­ют толь­ко то, что

им нра­вит­ся. В кон­це кон­цов они так се­бя за­кали­ли, что да­же в са­мых хо­лод­ных мес­тнос­тях на­дева­ют на се­бя толь­ко ко­рот­кие шку­ры, ос­тавля­ющие зна­читель­ную часть те­ла от­кры­той, и ку­па­ют­ся в ре­ках.

2. Куп­цов они до­пус­ка­ют к се­бе боль­ше для про­дажи во­ен­ной до­бычи, чем из же­лания по­лучить ка­кие-ли­бо при­воз­ные то­вары. Да­же при­воз­ных ло­шадей, до ко­торых та­кие охот­ни­ки гал­лы, по­купа­ющие их за боль­шие день­ги, гер­манцы не упот­ребля­ют, но в сво­их до­моро­щен­ных, ма­лорос­лых и бе­зоб­разных ло­шадях раз­ви­ва­ют ежед­невны­ми уп­ражне­ни­ями чрез­вы­чай­ную вы­нос­ли­вость. В кон­ных сра­жени­ях они час­то сос­ка­кива­ют с ло­шадей и сра­жа­ют­ся пе­шими, а ло­шади у них при­уче­ны ос­та­вать­ся на мес­те, и в слу­чае на­доб­ности они быс­тро к ним от­сту­па­ют. По их по­няти­ям, нет ни­чего по­зор­нее и трус­ли­вее, как поль­зо­вание сед­лом. По­это­му, как бы их ни бы­ло ма­ло, они не за­думы­ва­ют­ся ата­ковать лю­бое чис­ло всад­ни­ков на осед­ланных ко­нях. Ви­но они во­об­ще не поз­во­ля­ют к се­бе вво­зить, так как, по их мне­нию, оно из­не­жива­ет че­лове­ка и де­ла­ет его нес­по­соб­ным вы­носить ли­шения.

3. По их по­няти­ям, чем ши­ре пус­ты­ни вок­руг гра­ниц стра­ны, тем боль­ше для нее сла­вы: это приз­нак то­го, что мно­гие дру­гие на­роды не в сос­то­янии бо­роть­ся с ее си­лой. Так, на од­ной сто­роне об­ласти све­бов, го­ворят, ле­жит пус­ты­ня око­ло шес­ти ты­сяч миль. На дру­гой сто­роне с ни­ми гра­ничат убии, ко­торые ког­да-то об­ра­зова­ли об­ширное и цве­тущее го­сударс­тво, пос­коль­ку на это во­об­ще спо­соб­ны гер­манцы. Они нес­коль­ко куль­тур­нее ос­таль­ных сво­их со­роди­чей, так как жи­вут у са­мого Рей­на; к ним час­то при­ез­жа­ют куп­цы, да и са­ми они ус­во­или се­бе не­кото­рые нра­вы сво­их со­седей-гал­лов. Час­то во­евав­шие с ни­ми све­бы не мог­ли выг­нать их из их стра­ны вследс­твие ее боль­ших раз­ме­ров и мо­гущес­тва, но все-та­ки силь­но при­низи­ли и ос­ла­били их и сде­лали сво­ими дан­ни­ками".

Итак:
1. Между Рейном и страной свевов располагалась "обширная" страна убиев, построивших некогда "цветущее государство".
2. Страна свевов насчитывала сто пагов, способных выставить по тысяче воинов каждый. Любопытно, какая это будет площадь? В особенности если учесть, что свевы, как и остальные "германцы" были номадами,т.е. полукочевниками, а на войну ежегодно выходила треть боеспособного мужского населения?
3. На восток от их страны "на шесть тысяч миль" простиралась пустыня.

Можно предположить, что под "цветущим государством" убиев подразумевался гальштат. Если это так, то страна свевов находилась на запад от современной Югославии, где-то начиная от Чехии и Словакии.
Т.е. это получается где-то на землях геродотовских агафирсов. Правда, агафирсы по Геродоту жили здесь на 300 лет ранее. Но ведь и Гальштат исчез не в I в до н.э., а по свидетельству археологов - около III в до н.э. Интересно, где находились эти свевы в геродотовские времена?
На агафирсов они не похожи - это точно. Не изнежены, не привержены к материальным благам, не пьют вина, все время воюют... прямая противоположность. И может ли быть, что убии, гальштатцы и агафирсы - суть одно и то же?
И кто же из их соседей - будинов, невров, скифов, фракийцев, выделил из своей среды свирепых свевов? Впрочем, если гальштат исчезает в конце V - начале IV в до н.э., то во времена Геродота свевы уже должны быть достаточно многочисленны и сильны. Ведь это они, по свидетельству Цезаря, разорили убиев-агафирсов, хотя и не смогли захватить их земли по причине значительных размеров. И началось это, получается, вскоре после вторжения Дария I в Скифию.
Это то, что касается представлений римлян о Германии в I веке до н.э. Т.е. Германия простиралась от Рейна до (примерно) Южного Буга, а само название "германцы" было введено в обиход для того, чтобы отличать жителей этой обширной страны от галлов (кельтов) и имело скорее географическую принадлежность, чем этническую.
Интересно, что антропологи характеризуют древних германцев как "преимущественно долихоцефалов",а генотип населения в ареале возникновения германского этноса (Ютландия и юг Скандинавии) представляется в основном гаплогруппами R1b-U106, I1a и R1a-Z284.

Тем не менее, Гай Юлий, Тацит и Страбон едва ли разбирались в гаплогруппах и чесали под одну гребенку всех, как представляется, помещая их в ячейку "германцы". Быть может в то время они еще отличали даков и фракийцев, эллинизированных понтийцев, но все народы, племена и язЫки на север от Дуная и на восток от Рейна - были "германцами".
Что получается? Получается "германцами" античные римляне могли называть кого угодно, в том числе и наших предков.
В этом случае можно найти объяснение некоторым трудностям в понимании древних авторов. Например вандалы по Иордану - германское племя, в то время как Прокопий селит их на Кубани, в азовских степях.
Кстати, интереснейшая тема - вандалы; но об этом - в другой раз.

Славяне, Сарматы, История

Previous post Next post
Up