Толковый словарь Даля:
«Царь м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства».
Большая Советская Энциклопедия уточняет:
«Царь (от лат. Caesar - цезарь, титул римских императоров), в России и Болгарии официальное название (титул) монархов».
В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона [3] помещена обширная статья, поясняющая многочисленные оттенки значения слова «царь». Далее Энциклопедия сообщает про Ивана (Иоанна) III - первого великого князя московского, который начал именоваться в официальных документах царем:
«Цесарскому послу на предложение выхлопотать для него королевский титул Иоанн III ответил, что он поставление имеет от Бога и иного поставления не хочет ни от кого. Он и его преемники прилагают все старания к охране правоверия, созывая соборы для обличения и казни еретиков».
Согласно современному толковому словарю:
«Царь-я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. 2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы, Ц. моей души».
Из приведенных выше определений термина «царь», в общем-то, не очень понятно, чем властитель, называвшийся царем, принципиально отличался от короля или императора.
Ассирию и Халдейское царство, последовательно созданные практически на одних и тех же территориях, населяли близко родственные семитские народы. Прямые потомки древних семитов в наше время по-прежнему живут на тех же самых землях древних государств.
Титул монархов Ассирии был шаркишшати (в переводе с семитского аккадского (древнеассирийского) языка он означал повелитель (царь) множеств). В русском языке слово «кишеть» имеет следующие значения: «1. о множестве: шевелиться, копошиться. муравьи кишат в муравейнике. 2. кем-чем. быть наполненным: множеством шевелящихся, копошащихся, передвигающихся существ. базарная площадь кишит народом. озеро кишит рыбой».
Кишшати и кишеть - есть явно что-то общее в этих словах. Как утверждают многие современные ученый у аккадского языка, несомненно, были и несемитские корни.
В алфавитах древних семитских народов, как правило, не было гласных. Поэтому подлинное произношение имен и титулов той эпохи неизвестно. В переводе на русский и ряд других языков семитских текстов принято употреблять греческую транскрипцию.
Имена тех ассирийских правителей, в которые входит аккадское слово «шар» (в греческой транскрипции - сар) в последовательности их царствования с датами правления:
5. Салманасар (Шульману-ашаред) I (1274 - 1245);
15. Тиглатпаласар (Тукульти-апал-эшарра) I (1115 - 1077);
16. Ашаред-апал-экур (Нинурта-апал-экур) (1076 - 75);
23. Салманасар II (1031 - 1020);
27. Тиглатпаласар II, (967 - 935);
32. Салманасар III, (858 - 824);
35. Салманасар IV (782 - 773);
38. Тиглатпаласар III (744 - 727, в Вавилоне 729 - 27);
39. Салманасар V (726 - 722, в Вавилоне 726 - 722);
40. Саргон (Шаррукин) II (721 - 705, в Вавилоне 710 - 705);
42. Асархаддон (Ашшур-ах-иддина) (680 - 669);
46. Син-шар-ишкун (ок. 620 - 612).
В 612 году Ассирия была разгромлена Мидией и халдеями (Вавилоном).
Рис. Базальтовая статуя ассирийского царя Салманасара III.
Аналогичный список правителей Халдейского царства:
1. Набопаласар (Набу-апал-ацир)(626 - 605);
2. Навуходоносор II (Набу-кудурри-уцур), (605 - 562;
4. Нериглиссар (Нергал-шар-уцур), (560 - 556);
7. Бершалусур (Валтасар) I, (в Вавилоне 549 - 539)
В 539 году персы разгромили Халдейское царство и захватили его столицу - Вавилон.
Начиная с 1031 года до Р. Х., до разгрома Ассирии на ее престоле сменилось двадцать три монарха. Одиннадцать из них носили имена, в которые входило слово сар. Имена некоторых правителей вполне понятны и в наше время. Салманасар - царь Соломон. Салман - одно из произношений имени Соломон.
За восемьдесят семь лет существования Халдейского царства четыре из семи правителей этого государства носили имена, в которые также входило слово сар.
Исходя из вышеизложенного, нетрудно предположить, что ассирийский титул верховного правителя государства - шар, в Нововавилонском царстве при халдеях произносился как ацар, цар или просто царь.
Вероятнее всего, что словом сар (или цар, или царь), то есть повелитель, во времена Римской и Византийской империи на Ближнем Востоке продолжали называть императоров, может быть и некоторых других монархов. В форме «царь» это слово перекочевало в русский и некоторые другие (например, болгарский) славянские языки для обозначения верховных правителей государства.
В Иране и некоторых других странах Среднего Востока сардарами до сих пор называют вождей племен и важных чиновников. Причем слово сардар становится составной частью имени. Например, Сардар Шах Вали Хан (1888 - 1977 года) - военачальник и государственный деятель Афганистана.
Далее определимся со значением титулов других правителей, главным образом, христианского мира.
Согласно Большой Советской Энциклопедии князь - это выборная должность в вооруженных формированиях славянских племен. Лишь со временем князь становится наследственным правителем государственного образования на Руси и в некоторых других странах. А король - всего лишь синоним русского слова князь, главным образом у европейских народов римско-католической ветви христианства.
Императором назывались правители Римской, а затем и Византийской империи. Император в переводе с латинского означает военачальник, полководец. В Риме только со временем титул император стал титулом правителя государства. Причем еще долгое время владыки крупнейшего в древнем мире государства к власти приходили, как правило, на остриях мечей и копий воинов своих легионов.
Кроме византийского императора, с 962 года в Европе был еще и император Священной Римской империи, которая была создана из ряда европейских государств. Это государственное образование стало называться с 1512 года Священной Римской империей германской нации (это название отражало постепенно сложившуюся к тому времени реальность - император правил в основном только немцами). С момента ее возникновения эту империю раздирали внутренние войны, в том числе и религиозного характера, а 1806 году она навсегда прекратила свое существование.
В середине XV века возникшая острая проблема обоснования легитимности лидерства великого княжества Московского в православном мире стала системно и целенаправленно решаться. В сложившейся обстановке неуклонного роста военной и экономической мощи Москвы и захвата Константинополя (Царьграда) - города Великой Церкви Христовой - турками-мусульманами необходимо было определиться с титулом правителя Москвы. В рассматриваемое время к этому вопросу наши предки относились крайне серьезно и ответственно. В титулах правителей различных современных им держав они никогда не путались и четко знали, кто и почему имеет право называться князем, королем, императором (цесарем) или царем. И титул царь никогда не считали равным титулу король. Но после насильственной европеизации России Петром I эти знания были или позабыты или утеряны.
Царями, например, русские обычно называли библейских правителей Древнего Востока, древнеримских и византийских императоров, а так же, как это ни удивительно, ханов Золотой Орды и их потомков. С точки зрения русских монгольские владыки, вероятно, имели какие-то очень серьезные основания для того, чтобы их считали именно царями.
В русских официальных документах с XV и плоть XVII века властителей небольшого татарского Касимовского ханства (существовало с 1452 по 1681 год на территории современной Рязанской области) упорно звали царями, а само ханство, находящееся в полной зависимости от Русского государства, царством. Ведь татарский царевич Касим, основатель этого маленького ханства, безоговорочно признавший вассальную зависимость своей «державы» от Московского княжества, был чингисидом и по понятиям того времени «поставление имел от Бога», а не от людей или от какого-либо другого монарха.
А вот правителей Литовского государства, раскинувшегося от Балтийского до Черного моря, русские называли только князьями. Пусть великими, но князьями. Потому что точно знали, что княжеская власть была дарована литовским монархам мечами их воинов.
Великие князья литовские были католиками, хотя в XV веке в их жилах русской крови было значительно больше, чем литовской. С московскими князьями литовцы столетиями боролись за власть над всей Русью. А на Руси, помимо литовцев, и своих великих князей хватало. В Твери, Рязани, Смоленске … Поэтому правитель государства, которое собиралось стать во главе православного мира, не мог называться князем. С таким титулом он был бы просто одним из равных.
Титул король в то время также не соответствовал геополитическому положению Руси и обоснованным претензиям Русского государства на лидерство в православном мире. В соседней Европе королей было очень много, большинство из них были подданными императора Священной Римской империи, но, несмотря на это, они ухитрялись беспощадно воевать между собой и творили множество всяческих прочих безобразий. Причем таких, которые явно не соответствовали должности правителей христианских государств. На Руси обо всем этом отлично знали и поэтому европейские короли, находившиеся в политической зависимости от императора, а духовно - в подчинении римскому первосвященнику (даже те, кто не признавал власть императора), у наших предков особым уважением не пользовались.
Быть вторым цесарем (так на Руси именовали императора Священной Римской империи) в христианском мире - после германского императора - лидеру православного мира не пристало. Цесарь - этот титул древнеримских императоров в память о дерзком полководце Гае Юлии Цезаре, который во главе хунты узурпировал власть в Риме.
Да и модель взаимоотношений императоров и римских пап не соответствовала православной традиции взаимоотношений между правителем и патриархом. В течении XII - XV веков империю потрясали войны между сторонниками императоров и римских первосвященников. В этих войнах Священная Римская империя сильно ослабла и потеряла значительные территории. В сложившейся в XV веке геополитической обстановке титул цесарь православному монарху явно не подходил.
Южные и восточные славяне на протяжении длительного времени находились под сильным культурным влиянием Византии. Поэтому неудивительно, что русский правящий класс и духовенство считали титул царь наиболее подходящим для великого князя московского, собиравшегося стать во главе православного мира. Этот титул символизировал, в первую очередь, преемственность власти московским князем от библейских правителей, от христианских императоров Древнего Рима, от православных императоров Византии. В условиях жесткой борьбы против Литвы именно русский царь мог претендовать на объединение всех русских земель под своей властью. Титул царь также давал возможность московскому князю претендовать и на земли царя ордынского, то есть на власть над татарскими ханствами. Князь становился таким же царем как и татарские ханы-чингисиды, правящие в многочисленных ханствах распавшейся Орды.
http://human.snauka.ru/2013/10/3968