Собственно отождествлять Геракла с египетским
царем Сесострисом предложил Исаак Ньютон, составивший свою хронологию Древнего мира на основании сопоставления данных известных античных авторов. По его предположению, египтяне, а вслед за ними ассирийцы и греки, растянули хронологии своих царств, желая показать их большую древность, чем это есть на самом деле. Очевидно сюда же следует отнести принятую сегодня хронологию Манефона, благодаря которому установилось мнение, что Сесострис - это Рамзес II. Тот самый Рамзес, который едва унес ноги из-под Кадеша, не добравшись даже до Малой Азии. Нестыковочка. По Геродоту и Страбону действительно возникает картина идентичности Геракла и Сесостриса.
Геродот говорил о двух Гераклах, один из которых был египетского происхождения. Походы Сесостриса по Геродоту также повторяют географию походов Геракла - Ливия и Эфиопия, Иберия, Фракия и Скифия, откуда он "повернул назад к югу", к реке Фасису (возле грузинского Поти):
"О Геракле же я слышал, что он принадлежит к сонму двенадцати богов. Напротив, о другом Геракле, который известен в Элладе, я не мог ничего узнать в Египте. Впрочем, тому, что египтяне заимствовали имя Геракла не от эллинов, а скорей, наоборот, эллины от египтян, у меня есть много доказательств. Между прочим, оба родителя этого Геракла - Амфитрион и Алкмена - были родом из Египта. (...) Но Геракл - древний египетский бог, и, как они сами утверждают, до царствования Амасиса протекло 1700 лет с того времени, как от сонма восьми богов [первого поколения] возникло двенадцать богов, одним из которых они считают Геракла. (...) Поэтому, как я думаю, совершенно правильно поступают некоторые эллинские города, воздвигая два храма Гераклу. В одном храме ему приносят жертвы как бессмертному олимпийцу, а в другом - заупокойные жертвы как герою.
Сесострис, как говорили жрецы, первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море. Он плыл все дальше, пока не достиг моря, непроходимого для судов из‑за мелководья. Когда он возвратился в Египет, то, по словам жрецов, с большим войском двинулся по суше, покоряя все народы на своем пути. Если это был храбрый народ, мужественно сражавшийся за свою свободу, тогда царь ставил на их земле памятные столпы с надписями , гласившими об имени царя, его родине и о том, что он, Сесострис, силой оружия покорил эти народы. Если же удавалось взять какие‑нибудь города без труда и сопротивления, то он ставил те же столпы с надписями, как и у храбрых народов, и, кроме того, еще прибавлял изображение женских половых органов, желая показать этим, что они трусы. (...) Так Сесострис прошел по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев. До этих‑то народов - не дальше - дошло, по‑моему, египетское войско, так как в этих странах еще есть такие столпы, а дальше - уже нет. Отсюда Сесострис повернул назад к югу, и когда подошел к реке Фасису, то оставил там часть своего войска. (...) Что до столпов, которые воздвигал египетский царь Сесострис в [покоренных] землях, то большей части их уже не существует. Но все же мне самому пришлось еще видеть в Сирии Палестинской несколько столпов с упомянутыми надписями и с женскими половыми органами. (...)
Этот‑то египетский царь был единственным царем, который властвовал также и над Эфиопией. Он оставил также памятники - две каменные статуи высотой в 30 локтей
[120], изображавшие его самого и его супругу, и четыре статуи своих сыновей высотой в 20 локтей каждая. Они стоят перед храмом Гефеста. Еще много времени спустя, когда персидский царь Дарий пожелал поставить свою статую перед этими древними статуями, жрец Гефеста не позволил этого сделать, заявив, что Дарий не совершил столь великих подвигов, как Сесострис Египетский. Сесострис, по его словам, ведь не только покорил все те народы, что и Дарий, да к тому же еще скифов, которых Дарий не мог одолеть. Поэтому‑то и не подобает ему стоять перед статуями Сесостриса, которого он не смог превзойти своими подвигами. И Дарий, как говорят, должен был согласиться с этим".
Интересно и то, что пограничные столпы, которые устанавливал Сесострис на завоеванных землях, назывались впоследствии "Геракловыми столпами". А после того, как сами столпы прекращали свое существование - название оставалось закрепленным за местностью.
Страбон:
"Александр же в подражание Гераклу и Дионису воздвиг алтари, обозначавшие пределы его индийского похода в самых крайних областях, которых он достиг на востоке Индии. Такой обычай действительно существовал. Более того, естественно, что и местности получают одинаковые названия, когда время уничтожает установленные пограничные знаки. Например, алтари Филенов теперь уже не существуют, а место удержало свое старое название. В Индии, как говорят, не видно Столпов Геракла или Диониса, но все же, когда македонянам называли или показывали известные места, они принимали за Столпы только те места, где находили известный знак, намекающий на события из истории о Дионисе или Геракле. Таким образом, без сомнения и здесь в Гадирах первые пришельцы применяли известные пограничные знаки, воздвигнутые человеческими руками, - алтари, башни или столпы, помещая их на самых видных местах в наиболее отдаленных местностях, куда они заходили..."
"Что касается народов запада, то Гомер ясно указывает на их процветание и на то, что они жили в умеренном климате. (Он слышал без сомнения о богатстве Иберии, из-за чего и Геракл пошел на нее войной, и после него финикийцы, которые в древнейшие времена овладели большей частью страны..."
"Ведь никогда индийцы, по его словам, не посылали своего войска за пределы страны и никогда [войско] из-за рубежа не нападало и не покоряло их, за исключением военной силы под предводительством Геракла и Диониса, а в последнее время - македонян. Впрочем, Сесострис египтянин и Теаркон эфиоп дошли до Европы. Набокодросор же, который у халдеев прославился еще более Геракла, доходил даже до Столпов; этих мест, по словам Мегасфена, достигал и Теаркон, а Сесострис даже из Иберии ходил походом во Фракию и на Понт".
"По словам некоторых писателей, маврусии это индийцы, пришедшие сюда с Гераклом".
Таким образом, мнение Исаака Ньютона имеет под собой основание. Египетский Сесострис был обожествлен и приобрел известность впоследствии в эллинистическом мире под именем "Геракл". В этом нет ничего удивительного, в особенности если принять во внимание замечание того же Геродота о том, что все вожди дорийцев "вплоть до Персея" были египтянами: "А вот что я утверждаю, согласно общеэллинскому преданию Этих дорийских царей, вплоть до Персея, эллины правильно считают и изображают эллинами. Ведь уже тогда [со времен Персея] их род причисляли к эллинам. Я сказал “вплоть до Персея” и не восхожу дальше, потому что имя смертного отца Персея неизвестно (как, например, у Геракла [имя смертного отца] было Амфитрион). Поэтому я совершенно правильно сказал выше [о царях] “вплоть до Персея”. Если же перечислить по порядку каждого предка Данаи, дочери Акрисия, то, конечно, вожди дорийцев окажутся настоящими египтянами"; по персидскому же преданию "не только предки Персея, но и сам Персей еще был ассирийцем и стал эллином. Предки же Акрисия поэтому вовсе не состояли ни в каком родстве с Персеем, но были, как это подтверждает и эллинское предание, египтянами".
Выходит, эллинистическая культура формировалась позже египетской и ассирийской, во всяком случае после Сесостриса-Геракла. Соответственно, смещается во времени также поход аргонавтов и троянская война.