Мало кто слышал про поселок Черемза в Новокузнецком районе, Центрального сельского поселения на границе с Мысками. Но последние дни - это название не сходит с полос газет и информационных агентств. Народ в Кузбассе решил положить беспредел, идущий с тулеевских времен. Всё у нас делалось в угоду угольщикам, их капризов. Как обычно у нас начиналось освоение, создание угольных объектов? Не имея всей документации, особенно по природоохранной линии создавали объект (разрез, углепогрузочную и сортировочную станцию), а бумаги оформляли задним числом или не имели их совсем. При Амане Тулееве народ ничего с этим не мог толком поделать. Лишь смена губернатора позволила региону вздохнуть свободно. Однако запущенная машина уничтожения региона угольщиками продолжает работать на полную мощность и нынешний губернатор С.Е. Цивилев как раз ей весьма способствует. Его декларации на экологическую тему риторика. Серьезных подвижек пока никаких особо нет. Да и как угольный генерал может вести себя по-другому?
Черемза - это особое место. Рядом безруковский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь. Видимо, молитва святых старцев доходит до Бога и не позволяет творить окончательно зло. Узкая в этой части Кузнецкая котловина плотно заселена с давних времен. Многие тут имеют старинные корни. На это указывали сами протестующие, что тут наши отцы и деды лежат. Были и представили шорского народа, для которых это совсем родная земля.
Действует непрерывно на подступах несколько палаточных лагеря, чтобы не пропустить тяжелую технику на искомый участок, остановить строительство углепогрузочной станции. Разрез «Кузнецкий Южный» так и не может показать все необходимые документы. Эти лагеря охраняет машина полиции и приезжают нанятые разрезом частные охранные агентства. Как только начинается стройка, тут же на помощь приходят жители Черемзы и Мысков. Приезжают, дневалят там жители и остального Кузбасса. Люди приходят на дежурство семьями, с детьми, лицами преклонного возраста. И стар, и млад защищает в Черемзе родную землю!
Жители, патриоты тащат в лагерь всё: палатки, воду, продукты, инвентарь… Припасы пополняются непрерывно. Все преисполнены достоинства. В людях видна любовь и трепет к родной земле. Заметем, что в палаточном лагере нет алкоголя.
Население справедливо опасается за свою безопасность. Всё знают, что такое угольная сортировка, перегрузка. Подорванное здоровье, испорченные вещи, убитая экология. Даже овощи и фрукты с грядок невозможно будет употреблять из-за угольной пыли. Погрузочная угольная станция должна быть по планам разреза на доминирующей возвышенности совсем рядом (несколько сотен метров) от жилых кварталов. Это юго-западная сторона Мысков, откуда идет основная роза ветров. То есть Черемза, часть Мысков, район ГРЭСа станут малопригодными для жизни. Никакие природоохранные меры не помогут. Тут власти и карманные экологи лукавят. Их защитные валы, водяные пушки не помогут.
Разрез просто не хочет строить нормальную железную дорогу в свою сторону, вкладываться в неё. Хочет он на гигантских углевозах возить уголь до готовой инфраструктуры. Жители даже показали приемлемый вариант железной дороги до разреза вокруг кладбища, который бы их устроил. Но на это надо тратиться же! Также удивляет, почему не подведут железнодорожные пути с уже подработанных территорий, со стороны Мрассу или Осинников, по нарушенным землям?
Техника уже сняла часть плодородного слоя земли, повредила зеленые насаждения. Смотрится удручающе. Раненная Кузнецкая Земля страдает и взывает о помощи!
Вся эта ситуация усугубляется кемеровской политикой искусственного развития одного лишь областного центра в регионе, который сам стоит на отличных углях. Создание там агломерации преступно. Однако Кемерово делает для себя исключение. Это несправедливо.
Впечатляют просто гигантские заброшенные поля, которые постепенно зарастают. Раньше там выращивали всё что надо для местной птицефабрики, подсобного хозяйства. Но угольная экономика развратила и развалила всё. Хотя вот она альтернатива на все века! Работай - не хочу! Слова главы Новокузнецкого района Кузбасса Андрея Шарнина, что сельское хозяйство - это «вонь навозом», следует осудить, а главе дано пора в отставку. Его угрозы непокорным поселениям не должны быть не замечены.
Жители Черемзы вовсе не бандиты. С криминалом любила связывать подобные протесты бывшая кузбасская власть. Называла таких людей отморозками. Это добрые полугорожане, полуселяне. Они искренне переживают за то, что происходит. Верят в свое дело. И мы надеемся, что это народное движение даст результат, а молитвы монахов безруковского Свято-Пантелеимонова монастыря укрепят их в праведном деле.
Историк, общественник Андрей Полухин.
Источник