“Белорусский партизан” продолжает публиковать галерею портретов белорусских генералов, которые служат не народу и стране, а лично Александру Лукашенко, и готовы выполнять любые его приказы. Сегодня герой публикации - генерал-лейтенант Юрий Жадобин: не то военный, не то чекист.
Юрий Викторович Жадобин возглавляет белорусское Министерство обороны, имеет высокое воинское звание генерал-лейтенанта. На первый взгляд представляется логичным, что военным ведомством руководит кадровый офицер еще советской армии. Но это только на первый взгляд, потому что никакой понятной и логичной традиции в карьере Юрия Жадобина не существует, и этот лукашенковский генерал больше напоминает "специалиста очень широкого профиля". За свою жизнь он сменил огромное количество должностей, постоянно куда-то перемещаясь.
Сложно точно сказать, почему так происходит. Вариантов несколько, начиная от самого простого - Лукашенко давно назначает генералов на руководящие должности по принципу личной преданности, и заканчивая известной самому Жадобину армейской традицией - "если человек идиот, то его желательно отправить на повышение". Так кто он, генерал Жадобин?
Юрий Ви́кторович Жадобин родился в 1954 году в украинском Днепропетровске. Еще один не белорус в высшем военном руководстве страны.
В 1976 году закончил Казанское высшее танковое командное училище, в 1985 - командный факультет Военной академии бронетанковых войск. В 1999 году был назначен на должность заместителя министра внутренних дел - командующего внутренними войсками Беларуси. Танкист стал ментом. Это не удивительно. Примерно также милиционером стал генерал Сиваков, перешедший из армии через внутренние войска и бани в кабинет министра внутренних дел.
После распада Советского Союза относительно молодой офицер Юрий Жадобин оказался не у дел. Как и почему он оставил вооруженные силы сегодня трудно сказать, может быть Юрий Викторович отказался сам, а может его попросили уйти, потому что танкистов развелось слишком много.
Жадобин перешел работать в систему гражданской обороны, где к тому моменту окопался генерал Сиваков. Что это за система в Беларуси, мало кому известно. Слава Богу, что эта система никогда пока не пригодилась. Можно представить только в страшном сне, как в случае реальной и масштабной опасности для населения, реагировала бы гражданская оборона республики, возглавляемая, в основном, бывшими армейскими офицерами, которые вместо работы больше любят за рюмкой водки пофилософствовать на тему - как было раньше хорошо и почему же они остались невостребованными.
Скандально известный в Беларуси генерал Юрий Сиваков в 1999 году неожиданно был назначен на должность министра внутренних дел. Давний друг, коллега-танкист не забыл своего тёзку и на освобожденное самим Сиваковым место заместителя министра МВД - командующего внутренними войсками он предложил президенту именно Юрия Жадобина.
Какие аргументы привел Сиваков нам не известно, но Жадобина вернули в строй. При этом, следует отметить, что именно Юрий Викторович и при Сивакове, и несколько лет после него был непосредственным начальником командира спецназа внутренних войск Дмитрия Павличенко, подозреваемого в причастности к исчезновениям и убийствам известных белорусов:
Правда, генералом Жадобин стал генералом после событий 2001 года, когда в отставку отправили генерального прокурора Божелко и председателя КГБ Мацкевича, а глава Совбеза Шейман вместе с министром внутренних дел Сиваковым и спецназовцем Павличенко по воли президента избежали тюрьмы.
Полковник Жадобин получил из рук Лукашенко генеральские погоны, а еще через пару лет молодой генерал получил возглавил Службу безопасности белорусского президента. Жадобин управлял Службой безопасности президента с сентября 2003 года .
Лукашенко очень внимательно следит и при малейшем подозрении меняет своих опричников, но служба президентской безопасности подвергается совершенно особому просеиванию и контролю. Эта совершенно закрытая организация давно не является сборищем телохранителей, вездесущно следующих за главным охраняемым лицом. У СБП Лукашенко сложная структура, очень широкое пространство для деятельности, особые и беспрецедентные права и полномочия.
Лукашенко мнителен и тревожен, на должность даже простых охранников президента кандидаты проходят невероятно сложный отбор, ну а право руководить службой президентской безопасности получают только те люди, которым Лукашенко доверяет как себе. Генерал Жадобин такое право получил.
Несколько лет Юрий Викторович неустанно обеспечивал безопасность президента, членов его семьи и некоторых самых высокопоставленных чиновников Беларуси.
К началу 2007 года в правоохранительных органах Беларуси\произошли непредвиденные события. Историческая враждаъ между КГБ и МВД приобрела небывалый размах: КГБ гонялся за милиционерами, а милиционеры за чекистами. В какой-то момент КГБ начал проигрывать, победил министр внутренних дел Наумов, который развил необычайную активность по искоренению коррупции в системе госбезопасности. МВД успешно сыграло на истории с избиением чекистами председателя Комитета госконтроля Зенона Ломатя.
Разгневанный президент, которому показали запись избиения валявшегося на полу старика, отправил в отставку председателя КГБ Степана Сухоренко и его первого заместителя Василия Дементея. Усомнившись в работе главной белорусской спецслужбы, Лукашенко для наведения порядка в КГБ отправил верного Жадобина, которого в июле 2007 назначил председателем.
Жадобин руководил белорусским КГБ всего один год. Воспитанный на военных принципах генерал, не имеющий практически никакого представления о настоящей работе комитетской разведки и контрразведки, начал устанавливать привычную для себя, но не привычную в КГБ армейскую дисциплину. Приказал всем одеть форму, строил периодически всех на плацу и зачитывал приказы.
Доходило до курьёзов. Во-первых, у многих сотрудников просто не оказалось военной формы, потому что в силу специфики работы никогда в жизни ее не одевали. Жадобин рвал и метал - Что это за организация, в которой нет формы? Во-вторых, к огорчению нового начальника выяснилось, что и традиционного плаца для построения тоже нет, пришлось строиться во внутреннем дворе
Комитета площадку, как раз возле внутренней тюрьмы - "американки". А когда Жадобин попытался заставить чекистов маршировать, более опытные заместители не выдержали и намекнули, что это уже перебор. Говорят, в это время из КГБ уволилось много профессионалов. Так часто, как при Жадобине, чекисты строем не маршировали.
Очевидцы рассказывают характерную историю, которая произошла, когда новый шеф КГБ впервые пришел на работу. На входе дежурный офицер по многолетней привычке бодро доложил: "Товарищ председатель, за время вашего отсутствия происшествий не случилось!". "Ты как докладываешь, "трам-тарарам" ( непереводимая игра слов - прим. "БП")? Председатель - в колхозе, а я
генерал...", - взревел Жабодин. Так он и продолжал общаться с подчиненными дальше. Матерный, говорят, любимый вариант русского языка у Юрия Викторовича.
Через год, в июле 2008 генерала Жадобина в очередной раз отправили на повышение - на должность Госсекретаря Совета Безопасности вместо неожиданно впавшего в немилость Виктора Шеймана, а вакантное место главного чекиста занял в то время еще неизвестный Вадим Зайцев, про которого мы уже рассказывали.
В Совбезе Жадобин также начал "наводить порядок", в считанные дни уволил почти всех людей из команды Шеймана и с важным видом изображал ранее не присущую ему государственную мудрость и выдержку. Одним из подчиненных Жадобина в тот момент, пусть и формально, оказался также входящий в штат Госсекретариата Совбеза помощник президента по национальной безопасности - Виктор Лукашенко. Генерал Жадобин был очень доволен, чувствуя себя великим соратником Александра Лукашенко и начальником его сына Виктора.
Может сложиться впечатление, что этот Жадобин обладает какими-то особыми качествами и умеет "наводить порядок". Но так только кажется, все принципиальные "порядки" в стране уже давно наводит другой человек, остальные ему только подыгрывают. Все остальные на фоне президента Лукашенко - бледные копии. По мнению лично знающих Жадобина людей, этот лукашенковский генерал до сих пор так и не смог избавиться от армейских стереотипов и понять, что он используется исключительно как бульдозер.
Уже в 2009 году президент обрушился на Жадобина с резкой критикой, обвинив его в том, что он явно "проигрывает всем предыдущим госсекретарям". Что конкретно имел в виду Лукашенко, не известно, но через несколько месяцев Жадобина вновь преместили, на этот раз уже на понижение - в Минобороны.
Замешан ли Жадобин в коммерческих скандалах. Падок ли он на деньги, как некоторые генералы из окружения президента?
По данным "белорусского партизана", которые, конечно, отрывочные, он не обладает такой скандальной репутацией, как, например Виктор Шейман. Однако и он тоже далеко не идеален. Многие знают, что в 2005 году руководитель Службы безопасности президента неожиданно озаботился преступностью в банковской сфере. Он стал настойчиво просить министра МВД Наумова разобраться с темными делишками руководителя и одного из главных учредителей банка "Золотой Талер" Александра Нелина.
Наумов поначалу не совсем понял, каким образом частный банкир Нелин доработался до того, что стал объектом пристального внимания президентской службы безопасности. Вместе с тем потерпевшие от действий Нелина коммерсанты по просьбе Жадобина были выслушаны, их заявления приняты и соответствующая проверка была проведена. Некоторые данные подтвердились, в чем-то разобралось и само МВД, в отношении Нелина было возбуждено уголовное дело, проведено раследование и суд в итоге приговорил его к 9,5 годам колонии.
Совершенные банкиром Нелиным преступления сомнений не вызывали ни в ходе следствия, ни в процессе судебного разбирательства, утверждают следователи МВД. Однако еще в ходе расследования возникли определенные вопросы к основным заявителям: известным белорусским бизнесменам в сфере строительного бизнеса и недвижимости Сергею Демчуку и Игорю Римскому.
В последствии выяснилось, что накануне обращения Жадобина в МВД эти коммерсанты вступили в ожесточенную схватку со своим бывшим компаньоном Нелиным в судах. Они никак не могли разобраться - кто, сколько и кому должен. Нелин оказался в тюрьме, а Демчук и Римский - на свободе. Следствие в тот момент не стало вникать в гражданско-правовые отношения между бывшими
партнерами, оставив это на рассмотрение в хозяйственном суде.
Правда, вскоре Демчук и Римский оказались в поле зрения правоохранительных органов вновь, потому что работали по тем же схемам,.за которые сел их бывший партнер Нелин. В отношении этих коммерсантов МВД возбуждило уголовное дело. Демчук был задержан на трое суток.
Рассказывают, что арест Демчука также вызвал особое внимание Юрия Жадобина. Осведомленные лица приписывают Жадобину интересную фразу, примерно следующего содержания: "Я не коррупированный, как некоторые..., но к Сереже (Демчуку) нужно отнестись "по-человечески".
Наумов в тот момент не захотел портить отношения с человеком, обеспечивающем безопасность Александра Лукашенко, Демчук был отпущен из-под ареста, впоследствии было прекращено и уголовное дело против него.
Среди подчиненных у Жадобина сразу несколько различных прозвищ, в основном, связанных с его армейским прошлым. Но самой необычной из распространенных является кличка "Механизатор". Ее происхождение сегодня трудно точно установить, говорят, это оно возникло как ассоциация между внешностью бригадира деревенских трактористов и водителем танка, который является тоже тяжелой механической штукой. В 2009 году Механизатора вернули к его мащинам. Там ему самое место, в болоте белорусской
армии.
Чем больше портретов опричников Лукашенко мы изучаем, тем больше находим каких-то общих черт, характерик и признаков. И главное, вероятно, даже не в том, что белорусский президент призвал обеспечивать собственную безопасность каких-то "варягов" с сомнительной репутацией.
Главное, что всем этим генералам свойственны жестокость, беспринципность, лживость, часто идиотизм, уних большие и неоправданные амбиции. И все они чрезвычайно преданы Лукашенко. Поскольку в Беларуси они оказались не по рождению, а в результате стечения обстоятельств, в глубине души они не дорожат этой страной и ее людьми. Они мысленно всегда - в России, куда бегут, как только президент меняет свою любовь на гнев.
http://belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=95784&newsPage=0